Судьба Натальи похожа на сотни других трагических судеб таких же, как она, сирот. Отца у неё никогда не было. Мать была алкоголичкой, постоянно куда-то пропадала, бросая маленькую Наташу и ее сестренку одних без присмотра. Когда Наташе было четыре года, её мать лишили родительских прав, а девочку увезли в детский приемник в Закаменском районе. Потом был детский дом «Малышок», детский дом в Кяхте, школа-интернат в селе Шалуты Заиграевского района.
В 1997 году Наташа закончила интернат, вышла во взрослую жизнь. Но, как оказалось, ее скитания вновь продолжались. Сначала она жила в доме ламы, приютившего ее, была домработницей. Затем кто-то попросил ее присмотреть за домом, пока хозяева в отъезде. Потом ее приютили в своем доме по доброте душевной бабушка с дедушкой в селе Исток Кабанского района. Вот так и перебивалась по чужим углам. За это время Наташа получила специальность в лесопромышленном колледже, мечтала создать свою семью и, конечно, иметь свое личное жилье. Добрые люди прописали ее у себя, помогли оформить льготы на получение дров, за пользование электроэнергией. Но главный вопрос – получить свой собственный угол – так и остался нерешенным по сей день.
Нужен защитник
Наталья вышла через своих знакомых, таких же, как она, сирот, на правозащитника Николая Бурлака, который согласился помочь ей. По словам юриста, с ситуацией, когда сироты, выйдя из детских домов и интернатов, оказываются на улице, он сталкивался неоднократно.
В 2010 году Наталья встала в очередь на жилье как малоимущая в Заиграевском районе. Для этого ей пришлось пройти через все чиновничьи бюрократические препоны, постоянные проволочки. Доходило до того, что документы и справки теряли срок своего действия, оседая без дела в тумбочках чиновников.
- Местная администрация, пока не встретишься с глазу на глаз или пока не объяснишь, не понимают, что эта девочка - такой же гражданин РФ, как и я, как все мы, - возмущается правозащитник.
Был и вовсе вопиющий случай. Когда чиновник из сельской администрации повёл показывать Наталье ее будущий участок, она увидела на своей будущей земле скотомогильник.
- Мне сказали, что так коров держали, была ферма там раньше. А на самом деле там видно, что это скотомогильник, блоки видно, все вообще, - рассказывает Наталья.
После обращения к чиновникам правозащитника тут же выяснилось, что «вышла ошибочка». Наталья якобы что-то не так поняла. Мол, на самом деле, ей предоставят совсем другой, хороший участок. Правда, когда свершится это событие, до сих пор неизвестно.
- Несколько лет назад я была в очереди 57-й. Сейчас тридцать вторая. Когда мне наконец-то выдадут землю, непонятно, - сетует Наталья.
Почему же девушка-сирота не получила положенного ей по закону жилья раньше? Почему государство не заботится о таких гражданах, и они буквально оказываются на улице после выхода из детдомов? Может ли Наталья сейчас получить то, чего не сумела добиться когда-то?
Лишили статуса сироты
Главный специалист республиканского агентства по делам семьи и детей Светлана Кречетова поясняет, что Натальи нет в списке очередников-сирот на получение жилья. Встать на учёт девушке нужно было до достижения возраста 23 лет. Теперь уже поздно. Оказывается, после 23 лет сироты по какой-то необъяснимой причине перестают быть сиротами.
- Право обращаться с заявлением о выделении жилья имеют граждане, относящиеся к категории детей-сирот, до 18 и до 23 лет. После 23 лет они теряют статус сироты. Если Наталье 34 года, то она статус такой уже не имеет, следовательно, и встать в очередь уже не может, - разъясняет Светлана Кречетова.
Тогда возникает другой вопрос – почему девушку при выходе из интерната не информировали о том, куда ей идти, какие документы предоставить? Почему никто не проконтролировал, чтобы Наталья вовремя оказалась в списке нуждающихся?
Как разъясняет Светлана Кречетова, когда-то эти вопросы были не до конца отрегулированы. Могло произойти такое, что о Наталье просто забыли. Как заверяют в агентстве, сегодня такая ситуация уже невозможна. В случае если законные представители (детский дом, интернат и т.д.) не поставят сироту в очередь на получение жилья, это обязаны сделать органы опеки. По идее, сегодня ни одна сирота теперь не лишится своего права на бесплатное жилье по своему незнанию, халатности детдомов и интернатов или по каким-то еще причинам. Однако Наталье сейчас от этого не легче. Исправлять ошибку 15-летней давности чиновники не собираются, сообщает «Номер один».