Руководитель ангарской организации «Вечно Синее небо» Артур Цыбиков, представляющийся заместителем Верховного шамана России прокомментировал скандал вокруг жертвоприношения пяти верблюдов. В ответ на критику он привёл в пример главу Чечни Рамзана Кадырова.
«Рамзан Кадыров по пять верблюдов каждый год сжигает, к нему же нет претензий»,— цитирует слова Цыбикова «Коммерсантъ».
Какое ежегодное сжигание верблюдов Рамзаном Кадыровым имел в виду ангарский шаман, не совсем ясно. Жертвоприношения устраивают на мусульманский праздник Курбан-байрам. В прошлом году глава Чечни опубликовал на своей странице в YouTube видеозапись с этого праздника в родовом селе Центарое. Ролик называется «Обряд жертвоприношения во главе со старейшиной нашего рода». Сам Рамзан Кадыров пояснил: «От имени каждого члена моей семьи принесли в жертву по одному животному». Впрочем, на том видео из жертвенных животных видны одни только коровы.
В интервью «Коммерсанту» Артур Цыбиков также прояснил судьбу верблюдов. Они были доставлены из Бурятии. «Нам позвонили с фермы и сказали, что у них есть пять очень агрессивных самцов, и они хотели бы от них избавиться. Мы их забрали»,— цитирует Артура Цыбикова «Ъ». Шаман добавил, что животные не были сожжены заживо: сначала их убили.
Как сообщал «Байкал-Daily», обряд, который прогремел на всю Россию, провели в Ангарске в конце января. О нём стало известно после того, как в Сети появился ролик «Самый мистический обряд шаманов». В нём заявляется, что байкальские шаманы впервые в современной истории провели обряд «Жэн тэнгэри яба» с приношением в жертву пяти верблюдов. «Беспрецедентный по своей силе, масштабу и значению, обряд направлен на укрепление России и ее народов»,— заявляют представители религиозной организации. За церемонией наблюдали сотни человек.
Жертвоприношение крайне осудили шаманы из религиозного центра «Тэнгэри» в Бурятии. Здесь обряд назвали варварским и кощунственным, пояснив, что у бурят верблюд считается священным животным, его ни в коем случае нельзя приносить в жертву. Заявили в «Тэнгэри» о том, что жертвоприношения, согласно канонам, не должны устраиваться зимой. В бурятской религиозной организации также рассуждают о большом количестве «неошаманов», которые появились после перестройки.
По мнению организатора обряда Артура Цыбикова, резонанс вокруг истории возник в том числе из-за стараний конкурентов.
- Шаманы-конкуренты тоже воспользовались ситуацией и попытались нам насолить, сказали, что этого делать нельзя. Но у нас есть разные роды и племена. Это, может, у них в роду нельзя этого делать. А в моём роду хонгодоров, которые живут в Закаменском районе Бурятии и Ангарском районе Иркутской области, мы эти обряды делали. Последний обряд делался порядка 300–400 лет назад, — сказал Цыбиков в интервью «Ридусу».
Обрядом заинтересовалась и ангарская прокуратура, которая в пятницу начала проверку.