Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев, которая находится в Бурятии
В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. РИА Новости представило репортаж о жизни в селе Тарбагатай, где удалось сохранить уникальную культуру даже в годы жестоких гонений со стороны советской власти.
Не кедром единым
В репортаже РИА Новости рассказывается, в частности, об одном из самых прибыльных дел семейских - продаже кедрового ореха.
- В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал, - рассказал местный житель Геннадий Гудков.
Отмечается, что в Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сёл не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.
«Невзрачная жизнь»
Отец Сергий показал корреспонденту РИА Новости музей, посвящённый культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.
- Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме, — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.
До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.
То же касается и сёл — их в буквальном смысле сокращали.
- Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии - самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей, — рассказывает священник.
Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только твёрже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.
- Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились её всячески украсить, — поясняет отец Сергий.
Тайны чердаков
Особенно тяжёлым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, — а целые усадьбы с множеством построек.
- Большевики учиняли беспредел и зверства. Всё лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли, — говорит отец Сергий.
Но уникальную культуру всё же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.
В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.
- Они хотели уничтожить абсолютно всё, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана ещё в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать её, — уверяет батюшка.
Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек. Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.
Чужаки — вон!
«Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца», - говорится в репортаже РИА Новости.
Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.
- Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст, — говорит он.
Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.
Впрочем, всё это в прошлом. Сегодня семейская молодёжь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это всё впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.
Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шёлка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше ещё триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.
Полдня на песню
Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.
Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Чёрный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.
- Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения, — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.
- У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг, — подчёркивает Юрий Козлов, ещё один участник ансамбля.
«Против всех»
Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.
- С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас всё спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно, — заключает старообрядец.
«У всех по 15 детей»: СМИ рассказали о жизни семейских в Бурятии
Общество,
Фото:
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 23.04.2024
Её также будут получать близкие правоохранителей, добровольно уехавших на спецоперацию
Общество, 23.04.2024
Жильё со всеми удобствами находится в основном в городах и посёлках городского типа