23 апреля

22 апреля

Популярное

«У всех по 15 детей»: СМИ рассказали о жизни семейских в Бурятии

«У всех по 15 детей»: СМИ рассказали о жизни семейских в Бурятии
Общество,  Фото:Сергей Тарасенко, из архива
Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев, которая находится в Бурятии

В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. РИА Новости представило репортаж о жизни в селе Тарбагатай, где удалось сохранить уникальную культуру даже в годы жестоких гонений со стороны советской власти.

Не кедром единым

В репортаже РИА Новости рассказывается, в частности, об одном из самых прибыльных дел семейских - продаже кедрового ореха.

- В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал, - рассказал местный житель Геннадий Гудков.

Отмечается, что в Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сёл не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.

«Невзрачная жизнь»

Отец Сергий показал корреспонденту РИА Новости музей, посвящённый культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.

- Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме, — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.

До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.

То же касается и сёл — их в буквальном смысле сокращали.

- Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии - самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей, — рассказывает священник.

Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только твёрже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.

- Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились её всячески украсить, — поясняет отец Сергий.

Тайны чердаков

Особенно тяжёлым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, — а целые усадьбы с множеством построек.

- Большевики учиняли беспредел и зверства. Всё лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли, — говорит отец Сергий.

Но уникальную культуру всё же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.

В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.

- Они хотели уничтожить абсолютно всё, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана ещё в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать её, — уверяет батюшка.

Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек. Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.

Чужаки — вон!

«Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца», - говорится в репортаже РИА Новости.

Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.

- Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст, — говорит он.

Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.

Впрочем, всё это в прошлом. Сегодня семейская молодёжь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это всё впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.

Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шёлка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше ещё триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.

Полдня на песню

Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.

Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Чёрный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.

- Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения, — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.

- У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг, — подчёркивает Юрий Козлов, ещё один участник ансамбля.

«Против всех»

Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.

- С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас всё спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно, — заключает старообрядец.




Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Уроженка Бурятии выступит на вокальном шоу «Звезда»
Общество, 23.04.2024
«Очень надеюсь на вашу поддержку», - обратилась артистка к землякам в соцсети
В Бурятии участвующих в СВО росгвардейцев наделили правом на бесплатную юрпомощь
Общество, 23.04.2024
Её также будут получать близкие правоохранителей, добровольно уехавших на спецоперацию 
В Улан-Удэ у отца четверых детей конфисковали автомобиль
Общество, 23.04.2024
Также ему назначили обязательные работы
В селе Бурятии из кранов с горячей водой течёт еле тёплая
Общество, 23.04.2024
Коммунальщики признались, что сделать с этим ничего не могут
В Бурятии Героям России и орденоносцам СВО бесплатно предоставят участки
Общество, 23.04.2024
Решение утвердили на очередной сессии парламента
В Бурятии верующие собрали средства на установку львов в дацане
Общество, 23.04.2024
Считается, что скульптуры ритуальных львов очищают территорию
Большинство домов в Бурятии оказались неблагоустроенными
Общество, 23.04.2024
Жильё со всеми удобствами находится в основном в городах и посёлках городского типа
В Бурятии людям приходится добираться до сёл в своём районе через Улан-Удэ
Общество, 23.04.2024
Некоторые при этом тратят на такси по 4-5 тысяч рублей
В Улан-Удэ жильцов аварийного дома расселили благодаря прокуратуре
Общество, 23.04.2024
Существовала реальная угроза обрушения крыши на головы жителей
В затопленном селе в Бурятии продолжают откачивать воду
Общество, 23.04.2024
Пострадавшие от неё участки обеззаразят
В Бурятии любительница пьяной езды осталась без «Тойоты Приус»
Общество, 23.04.2024
Пьяная женщина села за руль, несмотря на отсутствие водительских прав
В Бурятии жители отдалённого района ждут несуществующие выплаты
Общество, 23.04.2024
Слухи о 10 тысячах для семей с детьми оказались фейком
^