15 Августа

Популярное

«У всех по 15 детей»: СМИ рассказали о жизни семейских в Бурятии

«У всех по 15 детей»: СМИ рассказали о жизни семейских в Бурятии
Общество,  Фото:Сергей Тарасенко, из архива
Репортаж из самой необычной деревни старообрядцев, которая находится в Бурятии

В Бурятии уже третий век живут, пожалуй, самые необычные старообрядцы — семейские. РИА Новости представило репортаж о жизни в селе Тарбагатай, где удалось сохранить уникальную культуру даже в годы жестоких гонений со стороны советской власти.

Не кедром единым

В репортаже РИА Новости рассказывается, в частности, об одном из самых прибыльных дел семейских - продаже кедрового ореха.

- В окрестностях Тарбагатая кедраша мало, но в урожайный год можно по мешку в день насобирать. Я так за 15 дней на «уазик» себе заработал, - рассказал местный житель Геннадий Гудков.

Отмечается, что в Бурятии самое компактное в мире проживание старообрядцев. А вот понимают друг друга семейские разных сёл не всегда. Дело в том, что в Бурятию высылали староверов из совершенно разных регионов. «Тут, в Тарбагатае, московские староверы, которые сначала бежали в Польшу. А в селе Куйтун, южнее, архангельские — у них свой говор», — объясняет старообрядческий священноиерей Сергий Палий, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тарбагатае.

«Невзрачная жизнь»

Отец Сергий показал корреспонденту РИА Новости музей, посвящённый культуре семейских староверов. В 2001 году ЮНЕСКО включило их традиции в список нематериального наследия.

- Как пришла советская власть, сразу стали уничтожать священников и уставщиков, основных носителей культуры. Всего более 40 процентов семейских уничтожили. У всех среди предков есть расстрелянные и сидевшие в тюрьме, — говорит священник. Прадед отца Сергия, Алексий Николаевич, в 1930-е «бегал от большевиков» в Казахстане и там прожил до 104 лет — ему повезло.

До революции Тарбагатай был центром всех восточно-сибирских старообрядцев, здесь находилась кафедра епископа. Но последнего из них, владыку Афанасия, расстреляли в 1937 году. К тому времени все храмы семейских были либо разрушены, либо перестроены.

То же касается и сёл — их в буквальном смысле сокращали.

- Уничтожали целые улицы, которые тянулись обычно на три-четыре километра (старообрядческое село Бичура на юге Бурятии - самое длинное в мире, 18 километров). Взрослого населения в среднем по шесть тысяч человек. А ведь в каждой семье тогда было по 10-15 детей, — рассказывает священник.

Сейчас семейских старообрядцев всего в мире осталось примерно двести тысяч, и около половины — забайкальские. Многие так и живут в деревнях, в домах своих предков. Их строили не на каменном фундаменте, а на бревнах лиственницы, которая от влаги только твёрже. Внутри дома украшали различными узорами, даже печку расписывали яркими красками. Визитная карточка семейских — разноцветные резные ставни, прямо как в детских книжках. А соседнее с Тарбагатаем село Десятниково недавно вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России.

- Жизнь-то серенькая была. Вот и стремились её всячески украсить, — поясняет отец Сергий.

Тайны чердаков

Особенно тяжёлым для семейских был период раскулачивания. У большинства были не просто дома — окон по 20, — а целые усадьбы с множеством построек.

- Большевики учиняли беспредел и зверства. Всё лето грабили нас, по вечерам устраивая попойки. А когда наступила зима, запасы кончились — проели. Опять пошли по домам, забирая последнее. И убивали. Рядом с храмом стоит амбар, туда в мороз загнали хозяйку, бабушку — и заперли, — говорит отец Сергий.

Но уникальную культуру всё же удалось сохранить. Во многом благодаря консервативности и религиозности семейских.

В Крестовоздвиженском храме есть икона, за которой большевики долго охотились.

- Они хотели уничтожить абсолютно всё, что связано с религией. Эту икону прятала одна из местных бабулек на чердаке. Лишь три года назад принесла сюда. А икона написана ещё в начале XVII века. Она настолько редкая, что приезжали даже специалисты Музеев Московского Кремля разглядывать её, — уверяет батюшка.

Напротив — большие образа, которые были когда-то частью иконостаса. Их большевики использовали в качестве материала для скамеек. Но как-то глубокой ночью одна из жительниц Тарбагатая, рискуя жизнью, спасла эти иконы и долгие годы хранила у себя в строжайшей тайне.

Чужаки — вон!

«Вообще, семейские старообрядцы — люди довольно закрытые. В селах на улице безлюдно. А если кто-то и встретится, то местный, прежде чем заговорить, пристально рассмотрит незнакомца», - говорится в репортаже РИА Новости.

Раньше и вовсе не жаловали чужаков, вспоминает житель села Десятниково Николай Попов.

- Мне бабушка рассказывала, что для гостей всегда была отдельная посуда. Да и воды прохожему никто не подаст, — говорит он.

Отец Сергий добавляет: «Семейские открыты к инновациям, быстро их усваивали. Но в плане общения были очень закрытые». К слову, окна в домах семейских старообрядцев расположены выше, чем, скажем, в избах в Центральной России. Это чтобы посторонние не заглядывали.

Впрочем, всё это в прошлом. Сегодня семейская молодёжь перебирается в большие города, вот старообрядцы и пытаются показать свою культуру всему миру — может, хоть этим удержат детей. В летний сезон в Тарбагатай приезжает немало туристов из Европы, США, Японии, Китая, Кореи, Австралии и Новой Зеландии. «Итальянцы на прощание обычно кричат: «Браво!», настолько их это всё впечатляет. А наши туристы говорят, что семейские — какие-то нетипичные старообрядцы», — рассказывает жительница Тарбагатая Ирина Калашникова.

Выглядят семейские и правда не так, как обычно представляешь себе староверов. У каждой женщины по 12 цветных платьев из китайского шёлка (по числу главных церковных праздников). Все богато расшиты, ведь каждая деталь, верят семейские, является оберегом от бесплодия, а чем больше детей, тем семья статуснее. Кроме того, женщины носят большие янтарные бусы, изготовленные в Польше ещё триста лет назад, — они передаются из поколения в поколение.

Полдня на песню

Сейчас уникальные костюмы семейских можно увидеть лишь по праздникам, либо на выступлении местного хора. До революции в Тарбагатае была знаменитая певческая школа. А потом традицию уникального полифонического пения, как и многие другие, передавали тайно, под страхом ареста.

Основные партии исполняют только мужчины и только на языке допетровской Руси. Даже знаменитый «Чёрный ворон» у семейских старообрядцев звучит очень необычно.

- Когда выступали с гастролями в США, зрители, послушав нас, сказали, что это сибирский джаз, и пригласили в местный джаз-клуб. Но мы отказались, потому что исполняем в основном духовные песнопения, — говорит житель Тарбагатая Сергей Чебунин. Гастролирует ансамбль семейских староверов редко, когда находит на это деньги. От этого же зависит число участников.

- У нас есть очень длинные и сложные песнопения, которые часами исполняют аж девятью голосами. Мы с ними выступали даже в Кремле, вместе с Надеждой Бабкиной. Она наш очень хороший друг, — подчёркивает Юрий Козлов, ещё один участник ансамбля.

«Против всех»

Семейские старообрядцы отличаются независимостью. В годы Гражданской войны, например, воевали против всех. «Белые нас грабили, а красные и вовсе убивали», — объясняет отец Сергий.

- С властью у нас были сложные отношения. В царское время нас сюда загнали. В советское — уничтожали. Слава Богу, сейчас всё спокойно и нас никто не трогает — мы наравне с остальными. А так, помощи ни от кого не ждем. Потому что сами работаем усердно, — заключает старообрядец.



Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

В Улан-Удэ пройдёт женский велопарад
Общество, 15.08.2018
Всех победителей конкурса наградят дипломами и ценными подарками
В Бурятии прошёл фестиваль ГТО
Общество, 15.08.2018
По итогам соревнований будет сформирована сборная республики, которая примет участие во всероссийском финале фестиваля
В Улан-Удэ дому ребёнка «Аистёнок» подарили мебель и игрушки
Общество, 15.08.2018
Также для ребятишек показали шоу мыльных пузырей
Супруги из Бурятии победили на всероссийском конкурсе «Семья года»
Общество, 15.08.2018
Виктор Николаевич и Ирина Евгеньевна Власовы одержали победу в номинации «Молодая семья»
В Улан-Удэ медики ответили на вопросы пассажиров трамвая
Общество, 15.08.2018
Они рассказали жителям о здоровом образе жизни
Улан-удэнцы почти час оставались без света
Общество, 15.08.2018
Инцидент произошёл накануне вечером
В Улан-Удэ хореографический колледж объявил набор учащихся
Общество, 15.08.2018
Приём в колледж проходит на базе начальной школы в 5-ый общеобразовательный класс
Улан-удэнцы жалуются на зловонный запах в городе
Общество, 15.08.2018
В основном люди указывают, что зловоние наблюдается в 18, 40-х кварталах

В Бурятии появится буддийский словарь
Общество, 15.08.2018
В словаре собраны уникальные, сохранённые до сих пор слова, на котором говорили и говорят первые буддисты России
Пассажиропоток дневного экспресса Иркутск – Улан-Удэ вырос вдвое
Общество, 15.08.2018
Жители стали чаще выбирать поездки с сидячими местами
Дошколята Улан-Удэ сыграли в сказочную викторину
Общество, 15.08.2018
Дети без труда справлялись с заданиями
В Улан-Удэ изменят схему движения автобусов
Общество, 15.08.2018
Неудобства для автомобилистов и пассажиров вызваны ремонтными работами
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
31.07.2018
Борислав Таро
Борислав Таро
Борислав Таро, художник. Интернет-галерея - https://borislav.in.gallerix.ru/
13.07.2018
Ямпил Багша
Ямпил Багша
Доктор буддийской философии, мастер тибетской медицины
11.07.2018
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
27.06.2018
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
12.06.2018
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
29.05.2018
Загрузка...
^