О реализации модели сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей сообщил первый заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров в рамках российско-немецкого симпозиума «Службы амбулаторного ухода в местном сообществе для людей с ментальной инвалидностью» в Пскове.
Алексей Макаров выступил на симпозиуме с докладом «Социальные услуги для взрослых людей с ментальной инвалидностью. Актуальная ситуация и перспективы», в котором подробно остановился на развитии стационарозамещающих технологий в Иркутской области, в том числе социального обслуживания на дому, внедрении модели сопровождения людей с инвалидностью и членов их семей и изменении деятельности действующей сети психоневрологических интернатов и детских-домов.
– Детские дома для умственно отсталых детей не должны оставаться закрытыми. Дети, которые могут жить в обществе, социализироваться и при должно развитой системе надомного сопровождения могут проживать самостоятельно. Но стационарное учреждение, где ребенок проживает на полном государственном обеспечении с большим количеством обслуживающего персонала, не создает условий для социализации и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, - отметил Алексей Макаров.
Поэтому на базе детского дома № 1 Иркутска в 2018 году будет опробован проект подготовки воспитанников к самостоятельной жизни через тренировочную квартиру, который получил финансовую помощь Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На его основе предстоит разработать программу, которая затем будет использоваться во всех детских домах, сообщает пресс-служба правительства Иркутской области.
Следующий проект предполагается реализовать на базе психоневрологического интерната села Бильчир. Это учреждение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет. Первый замминистра пояснил, что поскольку речь идет о молодых инвалидах, то будет реализован проект организации профессионального обучения и поддерживаемого проживания в условиях сельской местности. В нем будут задействованы ведомственные образовательные учреждения, учебно-методический центр и реабилитационный техникум, потому что главная цель обучения не только в формировании определенного профессионального навыка, но и серьезная подготовка с выдачей документа о профессиональном обучении. Проект долгосрочный и рассчитан, как минимум, на три года.
Еще один проект находится в стадии разработки и касается изменений содержания деятельности психоневрологических интернатов и их последующего реформирования. На базе всех учреждений будут созданы условия для подготовки проживающих в них людей с ментальными нарушениями к самостоятельной жизни, для получения доступной профессии, отработки навыков самостоятельного проживания и последующего сопровождения либо самим учреждением, либо комплексным центром.
Кроме развития стационарозамещающих технологий, Алексей Макаров также назвал еще два направления развития социального обслуживания в регионе – формирование в регионе системы социального сопровождения семей, имеющих в своем составе людей с инвалидностью, и изменение всей системы социального обслуживания на дому.