Яна Тумина – актриса, режиссёр, педагог из Санкт-Петербурга, доцент факультета театра кукол, обладатель премии «Золотая маска» поставит в Улан--Удэ провокационный спектакль. Об этом сообщает газета «Бурятия».
С 90-х Яна Тумина сотрудничала с инженерным театром «АХЕ» как актриса и соавтор. Как независимый режиссер сотрудничает с Большим театром кукол, Приютом Комедианта, Большим Драматическим театром и многими другими.
Вместе с супругом Александром Балсановым, выпускником Бурятской студии актёров театра кукол СПбГАТИ, выпустила в 2014-м году русско-монгольский актёрский курс. В дни фестиваля «Путь кочевника» в Улан-Удэ прошел специальный показ её спектакля «Колино сочинение», который удостоен звания лауреата высшей театральной премии «Золотая маска» 2017 года в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Работа актёра».
Интервью с Яной Туминой состоялось в конце сентября, когда она готовила постановку в театре «Ульгэр».
– Какие репетиции у вас идут?
– Мы начали работу над интересным и сложным материалом: «Руслан и Людмила» Александра Пушкина. Спектакль планируется к постановке, сейчас прошла, как я называю, лаборатория по созданию спектакля. Лаборатория – это не когда ты говоришь «встань туда и говори», это сотворчество, это десятидневный «интенсив», в котором участвуют актёры и цеха театра, это новый формат для «Ульгэра».
– Давайте подробнее поговорим об этом формате…
– Во-первых - это спектакль для достаточно взрослого зрителя, это не детская сказка, несмотря на то что, мы привыкли «у Лукоморья дуб зеленый…» читать, из-за этого нам кажется, что «Руслан и Людмила» - это такой детский формат. На самом деле всё-таки это сказка для взрослых. Там серьёзный эротический подтекст, и мы предполагаем, что наша публика – подростки от 12-13 лет и молодёжь, поэтому мы хотим сделать это в формате блокбастера, не классический кукольный театр, а театр объектов, музыкальные какие-то вещи. Поскольку сама поэма разноплановая, здесь важно сказать, что Пушкин её писал три года, с 17 до 20 лет. То есть в самый свой буйный расцвет, писать начал в лицее, это его самое безудержное время. И критики, признав, что произошло мощное событие в литературе, оценили именно то, что в этом произведение сочетается фольклор, хулиганство, нарушение классических форматов и очень много откровенности, лихости. И мы попытаемся этот дух перенести в театр, чтобы было представление взрывное, эклектичное в чем-то. И как литературные критики говорили о поэме Пушкина, мы хотим, чтобы также театральные критики отзывались о спектакле.
– Вы впервые будете работать с актёрами театра «Ульгэр»?
– Именно как с актёрами театра «Ульгэр» впервые, но основной состав спектакля – это выпускники нашей театральной петербургской академии. Я преподавала на курсе, сначала у бурятского выпуска я была вторым педагогом, а монголы, которые сейчас работают в «Ульгэре» - это вообще мои студенты, я была их мастером. Поэтому, так скажем, 90 процентов состава спектакля – мои ученики.
– «Руслан и Людмила» будет премьерой, или вы его ещё где-то ставили?
– Нет. Я вообще принципиально не повторяю постановки. Все спектакли я делаю один раз, не тиражирую. Ничего в этом плохого не вижу, пускай другие так делают. Мне интересно так работать. Я независимый режиссёр, у меня есть возможность к театру относиться более лирично.
– А почему вы выбрали именно «Ульгэр» для «Руслана и Людмилы»?
– Я давным-давно, когда ещё буряты выпускались, подумала о «Цыганах» Пушкина. Это ведь тоже кочевой народ. Учитывая, что здесь мои ученики, мне захотелось сделать провокационный материал. А Пушкин в голове остался. Поэтому я предложила «Руслана и Людмилу». Мы давно говорили о возможности постановки, наконец, получилось приехать. А вот дальше посмотрим, получится это реализовать или нет. Поможет ли министерство культуры Бурятии, будет ли финансирование проекта. Сейчас это пока решается, и я в большой надежде на поддержку. Если всё получится, у нас будет премьера.
– То есть вы уже нашли своих Руслана и Людмилу?
– Нашла!