В проекте профстандарта педагога добавились должности старшего и ведущего учителей. Иными словами, учителя-методиста и учителя-наставника, сообщает «РГ».
- В новой системе будет очень большая перспектива для молодых. Профессиональный рост учителя зависит от базового образования, но важно и другое - куда двигаться дальше, - отметила министр образования и науки России Ольга Васильева на круглом столе, где был представлен доработанный проект профстандарта.
По её словам, в этом году в 55 регионах в школу пришли молодые специалисты - их от 5 до 10 процентов.
У учителя сегодня есть возможность продвинуться по службе, став завучем или директором школы. Но это административная работа, которая иногда имеет мало общего с преподаванием. Присвоение категорий и званий зависит от стажа: чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почётным. Молодёжь в эту карьерную лестницу не очень-то вписывается.
При этом изменилась нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет. Учителям сегодня предлагается новая система карьерного роста внутри профессии - можно стать старшим или ведущим учителем.
В проекте стандарта описывается, что требуется от обычного учителя, а что - от старшего или ведущего. Например, если речь идёт о проведении занятий, то рядовой педагог ведёт уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, старший - по вариативным программам, направленным на учёт особых образовательных потребностей.
А ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Если речь идёт о контакте с родителями, то от обычного учителя требуется поддержка уважительного взаимодействия, от старшего - создание условий для того, чтобы заинтересованные папа и мамы принимали активное участие в жизни класса, а от ведущего - активное партнерство с родителями.
- Многие учителя беспокоятся, что отменят звания и награды. Ничего этого не будет. Задача в том, чтобы поддержать молодых учителей. Новая система дает директору школы такую возможность, - пояснил директор школы 109, руководитель ассоциации «Педагог ХХI века» Евгений Ямбург.
Доработанный профстандарт будет апробироваться до 2019 года.