18 апреля

17 апреля

В Сибири учёные случайно открыли захоронение мамонтов и динозавров

Палеонтологи открыли новое местонахождение

Во время экспедиции в Ачинском районе Красноярского края группа исследователей под руководством заведующего лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергея Лещинского обнаружила неизвестное ранее местонахождение динозавровой и мамонтовой фауны. В разрезе Большой Илек найдены остатки динозавров, а над ними – горизонт с костями мамонтов.

Главной задачей поездки был не поиск ископаемых организмов, а детальное стратиграфическое описание всей толщи разреза, но в процессе геологических исследований учёным удалось обнаружить остатки крупных травоядных (предположительно, зауроподов и стегозавров) и хищных динозавров. В «мамонтовом уровне» найдены кости мамонтов, носорогов и хищников, сообщает НИ ТГУ.

– Относительно остатков мамонтовой фауны интересно отметить, что это, в основном, фрагменты, хотя их условия залегания субаэральные – то есть они захоронены не в воде, а на земной поверхности. Как правило, кости в таких случаях находят выветренными, но относительно целыми, а тут практически все сломаны, – рассказывает Сергей Лещинский. – Погрызов хищников на них мы не нашли, поэтому, возможно, здесь «поработал» и древний человек.

Начальник экспедиции отмечает, что исследовать обнажение было очень сложно. Разрез высотой от 40 до 60 метров на одних участках сильно зарос растительностью, а на других представляет собой отвесные обрушивающиеся стены, в результате участникам экспедиции приходилось много копать и одновременно использовать альпинистское снаряжение.

– До настоящего времени этот очень крупный разрез в мезозойской части палеонтологически был почти «немой», то есть в древних отложениях встречалась только редкая пыльца вымерших растений, – продолжает ученый. – Хотя местные жители иногда находили в осыпях обломки крупных костей и зубов, они принадлежат мамонтам и происходят из относительно молодых осадков плейстоцена – вероятно, не древнее 30 тысяч лет. Теперь мезозойская часть разреза имеет палеонтологическое обоснование своего возраста – раннего мела (вероятно, 120-100 млн лет назад), что очень важно для палеонтологии и стратиграфии. Изучая эти остатки, мы можем уточнить возраст отложений.

По своей структуре новое местонахождение напоминает Шестаковский яр в Кемеровской области, где находится одно из самых крупных скоплений динозавровой и мамонтовой фауны в России. Сергей Лещинский рассказывает, что эти два разреза очень близки по геологическому строению и единственное, чего пока не нашли в Большом Илеке, – это артефактов палеолита (древнекаменного века человечества). Ученые ТГУ планируют продолжить исследование уникального разреза в Красноярском крае.

Общество, 18.04.2024