Председатель координационного совета уполномоченных в СФО Марк Денисов отметил, что основная работа омбудсмена заключается в защите граждан, которые принудительно содержатся в различных учреждениях, в том числе и людей с нарушениями психического здоровья.
- Вы знаете, что уполномоченный по правам человека занимается особенно пристально судьбами тех граждан, которые находятся в местах принудительного содержания: в тюрьмах, лагерях, в местах лишения свободы, в том числе и психиатрических клиниках. У них есть свой блок проблем, за которыми уполномоченный должен следить. Есть медицинский блок проблем, а есть правозащитный. Основная проблема заключается в том, что наша страна в последние 100 лет жила в очень сложных условиях: череда войн, потрясений, смена государственных и общественных формаций. Это не могло бесследно пройти для здоровья населения, в том числе для психического. Сегодня в России около 4 млн человек, которые страдают психическими заболеваниями, - отметил председатель координационного совета.
Между тем, по словам Марка Денисова, материальная база учреждений психиатрии оставляет желать лучшего.
- Мы все с радостью смотрим репортажи и читаем сообщения, что открывают перинатальный или кардиологический центр, и это прекрасно. Но хотелось бы, чтобы мы услышали о том, что открывается учреждение для людей, страдающих заболеваниями психиатрического профиля. Потому что таких людей много. И существуют сегодня в мире препараты, которые позволяют их вернуть к нормальной жизни, а не держать взаперти, привязанными к кроватям, - уверен омбудсмен.
По словам уполномоченного по правам человека в Бурятии Юлии Жамбаловой, в специализированных учреждениях часто нарушают права и без того обиженных судьбой людей. Это и недостаток необходимых лекарств, дефицит врачей, а также площадей в интернатах и диспансерах. Тем не менее, уполномоченный отметила, что на все зафиксированные факты нарушений ответственные ведомства реагируют сразу.
Так, по данным министерства здравоохранения Бурятии, с 2013 по 2015 год число людей с психическими заболеваниями увеличилось. Сейчас в республике из 100 тысяч человек 5% имеют соответствующий диагноз.
- Люди, страдающие психическими расстройствами, одни из самых уязвимых категорий населения. Они могут подвергаться различным видам бытовой дискриминации. Но медицинские и социальные профильные учреждения, по сути, являются «режимными» и малодоступными для общественного контроля, - отмечает Юлия Жамбалова.
В адрес омбудсмена в Бурятии поступили жалобы на нарушения прав больных в психоневрологических диспансерах. Совместно с омбудсменом представители Роспотребнадзора, Минсоцзащиты, Минздрава и Росздравнадзора по Бурятии выехали для проверки обращений.
По результатам проверок выяснилось, что в Бурятии остро стоит вопрос с нехваткой квалифицированной медицинской помощи для пациентов с расстройствами психики. Например, по нормативам психоневрологические учреждения обязаны содержать в штате одного врача-психиатра на 50 больных. Однако в большинстве учреждений работает «0,25 врача», и часто на 3 или 4 ставки. Соответственно, о своевременной и качественной помощи говорить в этом случае сложно.
Эта проблема очень хорошо известна минздраву Бурятии, но они не могут взять врачей «с потолка». Специалистов-психиатров очень мало, и эта проблема не только нашей республики. Об этом также говорили омбудсмены всех субъектов СФО.
Еще одна острая проблема для больных с расстройствами психики – это тотальная нехватка мест. Так, в Баргузинском ПНИ проживает 220 человек, хотя помещение рассчитано лишь на 196. В санузлах облицовочная плитка разбита, горячей воды в кранах нет.
Тем не менее, несмотря на все недостатки, по словам Юлии Жамбаловой, в Бурятии ситуация с содержанием и лечением психически больных людей, по сравнению с некоторыми регионами, намного лучше. Например, с Иркутской областью, где больных заставляли мыться в одной ванне и принимать душ в холодном помещении всем вместе.
- В Бурятии ситуация намного лучше, чем в той же Иркутской области. Но это не говорит о том, что нужно перестать работать. Ведь проблемы остаются. Это и вопросы финансирования, и методического обеспечения, правового характера, вопросы использования финансовых средств подопечных. Отдельно следует отметить, что наши учреждения принимают все меры, и наши рекомендации исполняются. Также следует отметить, что Минздрав Бурятии и Минсоцзащиты реагируют оперативно и сразу устраняют нарушения. Основной вопрос сейчас - это недостаток финансирования и врачей. Санитары и врачебный персонал в таких заведениях получают очень мало, а нагрузка большая. И мы это понимаем, мы это видели, - резюмирует омбудсмен.
По итогам координационного совета стало понятно, что проблемы во всех регионах схожи, как братья- близнецы. Но решать их нужно быстро. Уполномоченные приняли во внимание опыт регионов-соседей по качественному изменению условий содержания больных. Например, в Красноярском крае аппарат омбудсмена добился сокращения койко-мест для больных по региону. Однако это не ухудшило ситуацию. Деньги, которые раньше отдавали на содержание кроватей, пошли на современные медикаменты для людей с психическими заболеваниями. Безусловно, это повлекло небольшое увеличение финансирования отрасли. Но люди, которые раньше находились в четырёх стенах, принимая эти препараты, смогли вернуться, за некоторым исключением, на работу и в семью, сообщает Ид «Буряад Унэн».