Шесть небольших серебряных сосудов были найдены капитаном рыболовецкого судна на песчаном пляже острова Муруйский (река Ангара) еще в конце 1970-х годов. Спустя 20 лет реставратор по металлу приобрел у дочери капитана два уцелевших сосуда и временно передал их археологам для изучения, сообщается на сайте Сибирского отделения института археологии и этнографии СО РАН.
С начала 1980-х годов остров изучали иркутские археологи Николаев и Титов. Они нашли множество фрагментов керамических сосудов ручной лепки, останки костей животных и человека. Находки были обнаружены в разрушенных водохранилищем ритуальных комплексах – овальных и круглых ямах. Такие комплексы и находки в них датируются второй половиной I – началом II тыс. н.э.
Обнаруженные серебряные сосуды – редкая находка в археологии Южной Сибири и Центральной Азии. Памятники древнетюркской эпохи, в которых найдены серебряные сосуды такого типа, как правило, относятся к числу погребально-поминальных сооружений знати. Подобные серебряные кружки высотой не более 10 см, с припаянными ручками известны по раскопкам раннесредневековых курганов в Саяно-Алтае, Монголии и Хакасии. Часто на них бывает выгравирован родовой фамильный знак – тамга или руническая надпись. Дно меньшего сосуда из Иркутской области также покрывала круговая руническая надпись и тамга в виде прочерченного изображения двух горных козлов.
По словам Такаши Осава, тамги были начертаны примерно на сто лет раньше, чем надпись, а именно в период с 747 по 759 гг. Такие точные датировки дает сравнительный анализ подобных родовых знаков на стелах, принадлежащих уйгурским каганам с территории Монголии.
– Не исключено, что эти серебряные сосуды попали на территорию Приангарья в качестве воинского трофея, а уже впоследствии были спрятаны в одном месте, – полагают российские авторы. – Возможно, ключом к разгадке судьбы этого клада и самих сосудов станет прочтение рунической надписи, которая начертана на одном из них.
Японский исследователь подчеркнул, что один из начертанных знаков это иероглиф, что неудивительно, так как связи с китайским миром в Уйгурском каганате были обширными. Он предложил следующее толкование рунической надписи на дне сосуда:
«Они поклоняются горе, становясь на колени, и предстают перед ней, становясь на колени!»
«Не сдирай шкуру с благородного горностая, пожалуйста!»
«Не заставляй их соперничать в вынужденной ловле благородного горностая!»
«Еган! Пожалуйста, проследи, ох!»
Серебряные сосуды, по его мнению, были изготовлены на территории бассейна верхнего Енисея (в районе крепостей Шагонар и Пор-Бажын) во второй половине VIII века при сосуществовании культур кочевников и оседлых племен.
– После победы каганата Енисейских кыргызов и разгрома Уйгурского каганата в 840 г.н.э. регион верхнего Енисея получил единое управление кыргызского кагана, и выгравированный рунический текст на серебряном сосуде должен был показать авторитет и всю мощь их новых владельцев, – сообщил исследователь.
По мнению Такаши Осава, серебряные сосуды затем были переданы вождю местного кочевого племени чиков или курыкан.
– Возможно, человек по имени Еган, к которому обращена руническая надпись, это бек, местный вождь племени в Муруйском регионе. Политически и административно он подчинялся каганату Енисейских кыргызов, – уточнил выступающий.