ак сообщил Максим Тимофеев на своей странице в социальной сети Facebook, авторы исследования не оценили краткосрочные последствия планируемого строительства, которые возникнут при затоплении части суши при строительстве гидросооружений на Селенге.
- В результате затопления весь почвенный покров, насыщенный органикой и биогенными элементами, поступит в Селенгу и далее в озеро Байкал, — подчеркнул Максим Тимофеев. — Эффект от такого поступления «подкормки» в Байкал не сложно себе представить. Известная по множественным экологическим отчетам история с разрастанием водорослей в бухте Сеногда в Республике Бурятии, вызванная одним стоком трубы Северобайкальска, будет лишь маленьким частным случаем по сравнению с тем масштабом эвтрофикации, которую вызовут гигантские объемы биогенов, поступившие за счет смытых сотен кубокилометров почв.
Выводы о неполноте исследований коллег из ИНЦ СО РАН Максим Тимофеев сделал после участия в совещании по теме «Научные исследования по оценке воздействия на трансграничный бассейн рек Селенга в границах РФ в связи с планами строительства гидроэнергетических объектов на территории Монголии», состоявшемся в ИНЦ. На совещании с докладами выступили научные сотрудники из Иркутска и Улан-Удэ.
- Коллеги тщательно подошли к анализу среднесрочных и долгосрочных последствий изменения гидрологического режима вод и связанных с этим негативных сценариев, однако совершенно забыли оценить масштабы краткосрочных последствий, — уверен ученый. — Эффект от затопления мы увидим почти мгновенно, но об этом в докладах не прозвучало ни слова.
Как сообщал «МК Байкал», в августе 2016 года ИНЦ СО РАН выиграл аукцион на право проведения научных исследований для оценки воздействия на трансграничный бассейн Селенги строительства на одном из притоков реки ГЭС, которое запланировало правительство Монголии. Сотрудники ИНЦ СО РАН должны провести работы с декабря 2016 по декабрь 2017 года. Они намерены привлекать к научным исследованиям специалистов Байкальского института природопользования, Института динамики систем и теории управления, Института общей и экспериментальной биологии. Сумма исполнения контракта составила 18 млн рублей.
В Монголии предлагается построить три ГЭС — одну на самой Селенге и две на ее притоках — Орхоне и Эгийн-Голе. Ранее Всемирный банк заявлял о намерении поддерживать проект инфраструктурной поддержки добывающей промышленности, для чего и необходима в большом количестве дешевая электроэнергия. Эту задачу, по мнению монголов, должна решить ГЭС Шурэн на Селенге. Китайский экспортно-импортный банк выразил готовность выделить 1 млрд долларов на строительство ГЭС на Эгийн-Голе.