Старший преподаватель кафедры дизайна Иркутского национального исследовательского технического университета, член Союза художников России Екатерина Асалханова открыла в музее истории вуза персональную выставку традиционного бурятского рисунка «Буряад Зураг».
В неё вошли как ранние работы преподавателя, написанные ещё в годы учебы в университете, так и современные произведения. Рисунки демонстрируют творческий путь Екатерины Асалхановой, начавшийся с академической живописи и продолжившийся старобурятским искусством.
- Живопись у бурят исторически была основана на религии – буддизме или шаманизме, а также на мифах, поверьях и традициях. Поэтому произведения содержат символы, изображения божеств или героев. Например, самый большой пласт живописи пришел к бурятам из буддийской иконографии. В экспозиции выставки есть картины богини долголетия белой Тары, символа солнца и просветления птицы Гаруды, Дракона, который проник в буддийскую иконографию из Китая как защитный символ и т.д. Среди картин есть и мандала – сакральное схематическое изображение, символизирующее сферу обитания божеств.
Очень ярко в живописи западных бурят прослеживаются шаманские мотивы. Среди моих работ есть картина «Шаманки», созданная на основе легенды о том, как две сестры-шаманки Асыхан и Хосыхан нашли в степи около синего быка дитя, которого считают прародителем рода Булагат. Также имеется несколько изображений шаманского божества, которого именуют «Белый старец». Он является покровителем жизни, плодородия и долголетия, - рассказала автор.
По словам художницы, основная цель ее творческой деятельности – сохранять национальные живописные традиции и развивать их, используя современные средства и техники. Например, многие ее работы выполнены в техниках темперы и масляной живописи, в то время как традиционные бурятские рисунки создавались минеральными красками, смешанными с клеем, сообщает пресс-служба ИРНИТУ.