Выставка, представленная Национальным музеем Бурятии совместно с Арт-фондом Даши Намдакова, знакомит с творчеством двух ярких представителей своего народа - выдающегося ламы-художника Санжи-Цыбика Цыбикова и современного скульптора Даши Намдакова.
По словам искусствоведа, буддолога и дизайнера Ольги Горовой, непосредственно работавшей над подготовкой выставки к открытию в Музее истории религии, без мистики здесь не обошлось.
Зал, в котором размещена выставка, вызывающая большой интерес посетителей музея, охарактеризован работниками, как «тяжёлый». Помещение представляет собой зал под низкими сводами арочного типа, которые, так или иначе, диктуют расстановку экспонатов. Но именно здесь, по мнению Ольги Горовой, произошло то, что иначе как волшебством не назовешь.
- Да, это волшебство – то, как удивительно скульптуры встали на свои места. Понимаете, это непростое место, я бы даже сказала, тяжёлое для ритуального и духовного бурятского искусства, но то, как все моментально становилось на свои места, не перестает удивлять, – говорит искусствовед.
Сегодня всё сложилось и встало на свои места так, будто так и было задумано. Нашлось применение многому, что лежало в запасниках музея.
- Для того, чтобы поставить скульптуру Будды у нас нашелся алтарь. Когда-то он стоял в Казанском соборе, попав туда из дацана. В 30-е годы в Казанском соборе проходила буддийская экспозиция. Потом алтарь отдали нам – без инвентарного номера, никому не нужный, - говорит Ольга Васильевна.
К слову, в Музее истории религии когда-то нашли пристанище и ламы- художники – Осор Будаев и другие, работавшие в музее в 30-е годы.
Выставка была организована в кратчайшие сроки, и, по словам Ольги Горовой, решения находились сами собой.
- Скульптуры приходили в разное время и, тем не менее, все выстроено очень гармонично. Они сами определялись на места. Хан Гаруда встал ровно по центру, хотя изначально его хотели поставить в другое место. А мелкая пластика удивительно совершенно собралась вся вместе, и нам пришлось строить угол.
Даже тибетские картинки, оставшиеся с выставки Николая Дудко, подошли идеально.
Скульптуры везли без подиумов.
- Ящики из толстенного дерева покрывались тибетской драпировкой шелком, и все моментально становилось на место.
Напомним, выставка была открыта 8 ноября и продлится в Санкт-Петербурге до 6 декабря.
В день открытия выставку посетили искусствоведы, буддологи, историки буддизма и все интересующиеся бурятским искусством гости, которые высоко оценили работы двух мастеров, отметили редкую красоту старинных произведений из коллекции Национального музея Республики Бурятия. Среди высоких гостей были настоятель Санкт-Петербурского дацана Гунзэчойнэй Буда Бальжиевич Бадмаев, руководитель службы информации и связей с общественностью дацана А.Д.Намсараева, сотрудники МАЭ (Кунсткамера) РАН д.и.н., в.н.с. М.Ф.Альбедиль, к.и.н. Д.В.Иванов и многие другие.
Традиция и современность, преемственность и отражение, дерево и бронза – вот основные лейтмотивы выставки.
- У каждого народа, исповедующего буддизм, есть свой «набор», с которым он работает. Монголы - это металл, тувинцы работают с камнем, буряты - это дерево, резьба по нему. Это совершенно невероятно, как бурятские мастера работают с деревом, делая из него ритуальные и светские вещи, - поясняет Ольга Горовая.
По мнению специалистов, сегодня бурятские мастера успешно работают с бронзой и даже говорят о феномене.
Итак, творчество двух скульпторов разделяет длительный временной промежуток, но, тем не менее, глубокие духовные национальные традиции остаются неизменными.
Любой желающий может познакомиться с работами бурятских мастеров, которое отражает духовную, философскую и традиционную составляющую бурятской культуры. Музей истории религии ждет посетителей выставки до 6 декабря включительно, сообщает пресс-служба минкультуры Бурятии.