Клубы друзей театров и филармоний десятки лет процветают в Европе и США, а с 1990-х годов стали работать и в России. Большим авторитетом пользуются Клуб друзей Свердловской филармонии (Екатеринбург), Клуб друзей Михайловского театра (Санкт-Петербург), различные «клубные» формы взаимодействия со зрителями предлагает Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича. Для Бурятии это сравнительно новый опыт, однако филармония Улан-Удэ не одинока в своих устремлениях быть ближе к зрителю. Лекторий работает на базе Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева. Поклонники литературы могут обсудить интересующий предмет на встречах в Республиканской детско-юношеской библиотеке, Национальной библиотеке и библиотеке имени И. Калашникова.
— И всё-таки музыка — особый предмет для разговора, — уверена ведущая цикла Екатерина Гудкова. — Литература и театр, связанный с ней через драматургию, лучше знакомы каждому хотя бы благодаря обязательной школьной программе. Классическая же музыка остаётся для большинства terra incognita, чем-то доступным лишь избранным. Есть расхожая фраза: «Говорить о музыке всё равно, что танцевать об архитектуре». Но говорить о музыке необходимо. Это особая знаковая система, отдельный язык, если хотите. Можно освоить новый язык, с головой погрузившись в языковую среду, но если такой возможности нет, можно работать с учебниками, словарями, т. е. пытаться осваивать через перевод, через объяснение на понятном нам языке. Именно таким «переводом» мы и будем заниматься весь этот сезон в рамках клуба «ЧАЙковский».
Первая встреча была посвящена музыкальным стилям. Гостями вечера стали музыковед Юлия Соболева и альтист, дирижёр, солист Бурятской филармонии Владимир Ткаченко. Специалисты не читали зрителям лекцию в привычном понимании этого слова, а вели увлечённый разговор о том, что допустимо и недопустимо применительно к музыке разных эпох и направлений, в чём исполнитель должен буквально придерживаться авторского текста, а что зависит от интерпретации. Оживление вызвало появление Владимира Ткаченко с альтом в руках. Музыкант не только рассказал об устройстве своего инструмента, созданного в Германии почти 250 лет назад, но и на взятой для примера музыкальной фразе показал, как один и тот же текст можно играть в духе Моцарта, Чайковского и Шостаковича. И конечно, всегда любопытно увидеть «кухню», понять, над какими мельчайшими деталями работают профессионалы.
- Следующая встреча состоится 12 ноября в 17.00. Тема беседы — исполнительская техника. С нами вновь будет Владимир Ткаченко, который выдаст ещё больше профессиональных секретов и расскажет несколько увлекательных историй про музыкантов. Обращаем внимание, что участие в беседах «Про музыку» абсолютно бесплатное, - сообщили в пресс-службе Бурятской филармонии.