Известный московский театральный критик, организатор фестиваля современной драматургии «Любимовка», Анна Банасюкевич посетила театральный фестиваль в Улан-Удэ «Алтан Сэргэ» и отметила, что бурятский театр вполне может быть центром Азии в культурном отношении.
В Улан-Удэ критик побывала впервые и также положительно охарактеризовала столицу Бурятии.
- Улан-Удэ - невероятно красивый город. По-настоящему столичный. Открыла окно, чтобы сфотографировать, а откуда-то с центральной площади доносится Вивальди, - написала она в социальной сети.
Напомним, международный фестиваль театров «Алтан Сэргэ» прошёл в Улан-Удэ с 12 по 16 сентября. В этом году театральный форум был приурочен к празднованию 350-летия основания Улан-Удэ и прошёл в показательно-аналитическом формате. Программа фестиваля включала в себя конкурсный этап с участием шести наиболее активных и самобытных национальных театров России и ближнего зарубежья.
Отзыв Анны Банасюкевич о фестивале «Алтан Сэргэ» опубликован в «Петербургском театральном журнале», там его можно прочесть полностью, а здесь «Байкал-Daily» даёт только самое интересное:
«Фестиваль, на целую неделю пригласивший театры в Улан-Удэ, позволил создать общее дискуссионное поле, задуматься об общности культурного пространства, продиктованной историческими, языковыми нюансами. Всю неделю говорили о том, что такое национальный театр, существуют ли национальные школы, о синтетической природе сегодняшней сцены, о мировом контексте и опасностях глобализации. Спектакли, показанные театрами-участниками, тоже каждый по-своему отвечали на эти вопросы. Обращаясь к мировой и национальной классике, подвёрстывая европейские тексты под собственный менталитет, выводя на сцену новую пьесу (острая нехватка современной национальной драматургии — одна из самых насущных проблем), театры так или иначе намечали возможные перспективы».
«Афиша фестиваля обозначила и незапланированную интригу: своеобразную дуэль Бурятской драмы и Монгольской с разными версиями «Ромео и Джульетты». Впрочем, у этих спектаклей мало общего: монгольский спектакль удивил своей неистовой страстностью, не ограниченной какими-либо представлениями о современном театральном контексте, а спектакль молодой Сойжин Жамбаловой рассказал какую-то очень личную и свежую историю о том, как деятельные старики заедают век молодым.
В этом спектакле, изящно смешавшем эпическую неспешность и масштабность с простотой лирической интонации и незатейливостью бытовой комедии, узнаются цитаты из спектаклей Някрошюса (прощание Ромео и Джульетты похоже на знаменитый смертельный танец Отелло и Дездемоны) и Бутусова (отчаявшийся Бенволио судорожно по очереди поднимает окаменевших своих ровесников — Ромео, Меркуцио, Тибальта, Париса, — а они валятся и валятся на скамью)».
«Третий «Алтан Сэргэ» завершился показами лаборатории: Геннадий Тростянецкий сделал с актёрами Бурятской драмы Мольера. Одноактная пьеса «Сганарель, или Мнимый рогоносец» была разыграна как фарс, со свойственной ему стремительностью, заострённостью масочного существования, с долей импровизации (играли на русском, а импровизировали на бурятском). Дмитрий Егоров показал версию пьесы «Прекрасное далёко»: усадив зрителей на поворотный круг, обнажил пространство сцены и закулисья — «рай» с грустными ангелами получился пустынным, неуютным и непригодным для житья.
Фестиваль в Улан-Удэ не просто показал спектакли, позвав в гости соседей: Бурятский театр еще раз, и вполне обоснованно, заявил о своих амбициях на то, чтобы быть центром Азии, не только в географическом, но и в культурном отношении, быть площадкой для диалога и обмена идеями».