— Юлия, каково было в роли режиссера столь прославленного театра?
— Сложно. Было такое чувство, что все актеры… раненые. Понимаете, актеры — люди очень непростые, их просто довести до нервного состояния. В свое время, когда я работала в питерском ТЮЗе, было что-то похожее: каждые два года менялись художественные руководители, и помню, как тяжело было нам, актерам, когда мы пребывали в состоянии ожидания нового удара. А когда актер закрыт, он не может ничего принять, услышать, а соответственно, не способен отдавать.
— Юлия, как-то раз вы признались, что не верите в Бога.
— Мой папа говорил, что к Богу люди приходят, когда им плохо, а когда хорошо, забывают, а это нечестно. И я с ним совершенно согласна. Если у человека есть вера, он возлагает ответственность за свою жизнь на того, в кого верит или во что верит.
— И во что верите вы?
— В дружбу, в любовь, в волшебство. И в загробный мир. И в человеческую искренность. А в судьбу я не просто верю, я чувствую ее. И не только на себе.
— Вы сейчас говорите о вашем муже?
— Когда я снималась в фильме «Прикосновение ветра», думала, что тяжело больна — онкология. И с вопросом о нависшей надо мной смерти пришла к буддистскому монаху — съемки были в Бурятии. Ганжур-лама сказал тогда мне: «У вас осталось мало времени». Я подумала, что это у меня осталось мало времени, что я скоро умру. Но умерла не я, а мой муж Андрей Скулов. Как после этого я могу не верить в судьбу? У вас замечательная дочь — Полина, которая успешно снимается в кино. Какие у вас взаимоотношения? Мы подруги. Я воспитывала Полину беседами. Говорим-говорим, и становится легче и понятнее. Она помогает мне. Полина учится на актерском факультете ГИТИСа у Сергея Голомазова, снимается в кино, но не так час то, как могла бы. Пока ее нечасто утверждают на роли, и это ее беспокоит.
— В фильме «Метаморфозис» вы сыграли мать талантливого пианиста — женщину античных страстей. Как думаете, за всю историю рода человеческого люди сильно изменились?
— Сильно. Происходит смена модели взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Я наблюдаю это по ровесникам своей дочери. Такого притяжения между молодыми людьми, какое было во время моей молодости, уже нет. Муж подруги, биолог, утверждает, что влечение между людьми снижается и человек как биологический вид исчезает. А что касается страстей, описанных в античной литературе, то сегодня, на мой взгляд, их нет. Право, не знаю, хорошо это или плохо.
— Вы родились в Питере, но переехали жить и работать в Москву? Не скучаете по родному городу?
— В Москве как-то все завертелось, началась учеба, сразу появились работа, проекты, знакомства. В Москве прошли депрессии, которыми я страдала в Петербурге, ритм жизни, в котором ты не можешь расслабиться, очень помогает держать себя в форме. В Москве утром не знаешь, кто позвонит тебе вечером и как от этого изменится твоя жизнь. Единственное, что поначалу смущало, — это обилие вопросов, которые тебе могут задать совсем незнакомые люди. С чем я никогда не смогу примириться в Москве, — это с неуважением к личному пространству. Я так выросла — «сосед должен быть за лесом». Понятно, что здесь много людей, но быть корректным, не навязываться, не навязывать другим свой образ жизни — личный выбор человека. Знаете, я хочу жить на земле, чтобы вокруг были деревья, чтобы пели птицы, скакали белки и собакам было бы где побегать.
— Это и есть счастье в вашем понимании?
— Не только. Знаете, у артистов понятие счастья очень свое образное. Вот я точно помню, как была счастлива, играя сцену смерти в роли царицы Елизаветы Петровны. Сходное чувство я испытала, когда увидела, как «меня» сжигают в «Овсянках». Не пугайтесь, сейчас поясню. Это было прямо на съемках, я уже вышла из кадра, вместо меня сжигали чучело, но у меня было ощущение, что это сгорает моя оболочка, какая-то часть жизни, а я, новая, стою и наблюдаю за этим. Я была счастлива, когда мы всей семьей — дочь, муж и я — совершали восхождение в грозу на Прекестулен, это гора в Норвегии. Счастье — это осколки памяти, крупицы времени. Всполохи, секунды.
Справка
Справка Юлия Ауг родилась в Санкт-Петербурге. Окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Лауреат XXIV Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи и премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России. Всеобщее признание получила ее работа над ролью Людмилы Петровны в картине «Интимные места». В 2014 году Юлия Ауг была представлена в числе номинантов на премию «Ника».