Как сообщал «Байкал-Daily», 14 июля 16 жителей Северомуйска объявили голодовку. Часть из них – ожидающие сертификаты на новое жильё переселенцы из ветхого и аварийного жилфонда. Вторая часть – люди, чьи ветхие дома сгорели в июньских пожарах. Впоследствии их признали стихийным бедствием. Вместе со своими квартирами погорельцы потеряли право на участие в программе переселения. Через 22 дня из голодовки по одному вышли все, кто её начинал. Зато к акции подключились 4 новых участника. Двое из них представляют переселенцев, двое – погорельцев.
1 августа в Северомуйске побывал зампред правительства Бурятии, председатель правительственной комиссии по ЧС Николай Зубарев. После поездки он заявил ГТРК Бурятия, что на самом деле северомуйцы не голодают.
Сегодня возмущённые северомуйцы устроили сожжение чучела, названного «первая жертва голодовки».
- Зубарев заявил, что мы тут шоу устроили, вот пусть смотрит дальше шоу, - пояснила «Байкал-Daily» голодающая Наталья Жиделева. - Как-то привлечь надо же внимание, что мы всё ещё живы и что-то требуем. Люди доведены до отчаяния. Ночью было 8 градусов. Люди в палатках ночуют, сыро, холодно. Зубарев давал интервью, заявил, что мы едим, когда хотим. Сказали: нам тут камеры установят, будут наблюдать. Я за последние сутки 900 граммов потеряла. Сердцебиение 26, давление низкое. Но пока я не уйду. Посидим пока на ногах, а они пусть наблюдают, раз хотят. Пусть камеры ставят, раз им больше некуда деньги девать.
Однако по данной очерёдности у председателя районного совета депутатов Татьяны Черниковой есть претензии.
- Очередь зависит от того, что жильё было получено как строителем БАМ, по дате признания дома аварийным и изношенности коммунальной инфраструктуры. По бамовцам это такой бред. Я в прокуратуру и в Генеральную прокуратуру обжалую. По признанию дома аварийным – до 2016 года у нас дома аварийными не признавались. Заключения, которые делала администрация - это ерунда. Все дома официально только с 2016 признаны, - возмутилась Татьяна Черникова.
Не устраивает это решение и голодающих. Как ранее заявляла их представитель активистка Ирина Сыслова: «Мы тут сидим за весь посёлок и должны получить первые».
Погорельцев в списке получателей жилищных сертификатов нет, денег на их жильё не выделено. Вячеслав Наговицын ставил вопрос о выдаче погорельцам сертификатов в связи с форс-мажором. Но решений по данному предложению не последовало. Как сообщала пресс-служба правительства Бурятии, погорельцам предложат в льготную аренду жильё маневренного фонда. Для его подготовки выделено 13 миллионов рублей, но погорельцев этот вариант не устраивает.
Как поясняла участница голодовки Наталья Жиделева, до пожара она имела 64-метровую квартиру. Сейчас ей могут предложить, как жертве стихийного бедствия, только 12 квадратных метров для временного заселения на двоих с сыном. О других вариантах расселения погорельцев пока не сообщалось. По мнению самих погорельцев, деньги на жильё им можно найти, если оставить без сертификатов тех, кто фактически на Севере давно не живёт, но стоит в очереди на получение сертификата.