Во время раскопок обнаружены кальцинированные кости животных, фрагменты глиняной посуды, кремневые и кварцитовые скребки и каменные и костяные наконечники стрел, глиняное пряслице и другие находки.
Все они указывают на использование святилищ, начиная с III тысячелетия до н.э., и до конца I тыс. н.э. По мнению археологов, находки говорят о том, что в разные исторические периоды у древнего населения северного побережья озера Байкала сохранялись устойчивые представления о сакральном и обыденном мире, и в этих представлениях святилищам отводилась одна из важнейших ролей. Они являлись теми площадками, на которых был возможен контакт между представителями людей и небожителями.
По информации профессора Артура Харинского, летом 2016 года исполняется ровно 30 лет с начала археологических раскопок вблизи села Байкальское. За годы работы на данной территории исследования проводились на пяти городищах-святилищах Байкальское I-V. Они свидетельствуют о том, что несколько тысяч лет назад древние жители побережья Байкала заложили определенные традиции поклонения духам и сохраняли их из поколения в поколение. Все обряды проводились в строго определенных местах – сакральных площадках, огороженных рвами и валами, сообщает пресс-служба ИРНИТУ.
В июле текущего года ученые решили продолжить исследования в этой местности. Первым объектом для раскопок стало «Байкальское II». Это городище-святилище, как отмечает Харинский, представляет собой мысовидную площадку, нависающую над Байкалом. Ее остроконечная форма, наличие вокруг большого количества крупных камней, и открытость всем ветрам говорят о том, что жить здесь люди не могли. С уверенностью до 90% можно утверждать - этот мыс использовали для совершения ритуалов.
На самой вершине городища-святилища, как предполагает А. Харинский, могли собираться старейшины или жрецы, которым дозволялось общаться с духами или богами. Интересно, что вниз по склону от мыса отходит серия террасовидных уступов, чем-то отдаленно напоминающих устройство пирамид Майя. По словам профессора, вероятно, сюда приходили представители отдельных сообществ (семей) и просили высшие силы о здоровье, приплоде скота, хорошем урожае и прочих благах.
Вскрыв террасы, археологи нашли осколки глиняные сосудов, в которых древние люди могли переносить жертвенную пищу. Кроме того, обнаружены следы кострищ, много кальцинированных пережженных костей животных, принесенных в жертву в процессе ритуалов. По внешним признакам керамики исследователи пришли к выводу о вероятном возрасте находок – конце 1 тысячелетия до н.э. Более точный ответ о датировке городища-святилища даст радиоуглеродный метод.
На другом археологическом памятнике «Байкальское I» ученые раскопали три культурных слоя. Самый древний из них относится к III тысячелетию до н.э., следующий датируется VIII-III веками до н.э. Последний слой сформировался гораздо позже – в эпоху Средневековья (железный век). Каждый из культурных слоев оказался богат на археологический материал. В зависимости от возраста культурного слоя иркутские ученые находили кварцитовые наконечники стрел и скребла, гладкостенную керамику и керамику с оттисками шнура, изделия из кремния.
Участники экспедиции провели раскопки только на двух городищах-святилищах. Однако перед началом работ они исследовали каждый объект при помощи магнитометра. Доцент ИГУ Сергей Снопков отмечает, что в центре всех святилищ выявлен повышенный уровень магнитного поля (скачки в пределах одного метра). Такая аномалия, по его мнению, может объясняться неоднородным геологическим субстратом.
Как подчеркнул профессор А. Харинский, являются ли аномалии в святилищах случайностью или следствием геомагнитных изменений в земле, ученым еще предстоит проверить. Однако это указывает на то, что древние люди могли обладать определенными знаниями, на которые ориентировались во время выбора конкретного места для поклонения богам.
По информации руководителя экспедиции, археологам удалось установить периоды функционирования сакральных зон. Однако не менее важно сохранить эти археологические объекты, расположенные в живописных местах, от пагубного воздействия цивилизации. В этом должны быть заинтересованы не только ученые, но и общественность, считают ученые.
- В 1970 годах на Лударском мысу местные жители построили маяк для рыболовных баркасов. Затем в 1990-е годы сотовые операторы установили на этом месте вышки для передающих устройств. Когда мы находились в экспедиции, то узнали, что в ближайшее время здесь планируют протянуть линию ЛЭП. Это нарушит природный ландшафт и уничтожит уникальный археологический объект. Наша команда собрала информацию о строителях, мы встретились с представителями Службы охраны памятников Бурятии, администрацией Северо-Байкальского района. В результате нам удалось добиться того, что чтобы строительство ЛЭП отложили.
Хочу отметить, что нас поддержали и местные жители. Многие их них работают в туристических организациях, грамотно используя археологические объекты. Каждый день мимо нашей стоянки проходило до 10 туристических групп из Сибири и зарубежья. Около всех археологических объектов есть стенды с указанием маршрута, краткой аннотацией территории. Я надеюсь, что население Северного Байкала и дальше будет поддерживать традиции экологического и археологического туризма. Мы же, в свою очередь, постараемся им помочь и приехать сюда еще раз для новых открытий, - сообщил Артур Харинский.