Впервые за восемь лет своего существования он был проведён в формате оупен-эйра и теперь уже вряд ли вернется в Улан-Удэ. Атмосфера открытости и свободы, дурманящий запах бурятской степи, единение с природой и, конечно, музыка, сочетающаяся с ландшафтом, — все это настолько полно и точно выразило дух и название фестиваля, что стало понятно: «Голосу кочевников» чужды любые стены.
Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» проходит в Бурятии с 2009 года. Начинавшийся как ежегодное городское событие, этот праздник этнической музыки изначально предполагал знакомство широкой публики с культурой народов, населяющих эти места, пишет «Аргументы Недели Иркутск».
Впрочем, фестиваль довольно быстро вырос из костюмированного фольклорного представления бурят-монгольского этноса в масштабный международный проект, раздвинувший как географические, так и музыкальные границы. В разные годы приглашенными участниками «Голоса кочевников» становились, с одной стороны, сугубо этнические коллективы со всего света (из Бурятии, Тывы, Алтая, Якутии, Монголии, Китая, Кении, Польши, Зимбабве, Нигера, Бразилии и т.д.), так и исполнители, которые мыслят шире рамок жанра фолк-музыки (Oki Dub Ainu Band из Японии, Adjagas из Норвегии, Brazzaville из США, BaianaSystem из Бразилии, Mgzavrebi из Грузии, Петр Налич, Борис Гребенщиков и группа «Наадя» из Москвы).
«Мы достаточно быстро поняли, что нельзя замыкаться только на одном направлении музыки, потому что в этом нет развития, ведь кочевник как понятие — это символ свободы и постоянного движения, — комментирует арт-директор фестиваля «Голос кочевников», художественный руководитель Бурятской государственной филармонии Наталья Уланова. — Поэтому мы приняли концепцию этнофутуризма: соединение традиций, устремленных в будущее, а сам фестиваль при этом стал своего рода диалогом культур».
Эта же концепция была полностью воплощена и в этом году. Группы из Бурятии и Монголии — как непосредственные носители степной культуры — соседствовали с представителями других народностей и при этом не были ограничены рамками фольклорной или этнической музыки. За два дня фестиваля на сцену поднимались «Этнобит» из Иркутска, Ugsaatand, Khusugtuun и A-sound из Монголии, Тhrough Тhe Тempest, Бадма-Ханда и Хатхур Зу из Бурятии, «Новая Азия» из Алтая, Irfan из Болгарии… Настоящим открытием для публики стали хедлайнеры «Голоса кочевников» — столичная группа Volga, соединяющая в своем творчестве аутентичные русские народные песни с современными электронными ритмами, и коллектив Bani из Грузии, создающий на сцене настоящий праздник национальной грузинской культуры во всем ее многообразии. На выступлениях этих команд зрители буквально визжали от восторга. Живую инструментальную музыку каждый вечер сменяла электронная, но тоже с элементами этники: ее создавали диджеи из объединения DJs Baikal Nomads (Бурятия).
Соединение в рамках одного фестиваля разных музыкальных стилей и национальных культур обогащает всех и помогает создавать новые интересные проекты, ведь в конечном счете искусство на современном этапе во всем мире идет по пути синтеза, соединения, на первый взгляд, не сочетаемых направлений. И в этот раз подобный опыт тоже был приобретен — в первый день фестиваля известная исполнительница бурятских традиционных песен Бадма-Ханда Аюшеева спела несколько песен вместе с молодым рэпером из Улан-Удэ, а во второй вечер смешанный состав музыкантов из Бурятии исполнил хит Стинга Fragile на бурятском языке. Оба эксперимента были встречены на ура.
Но самым важным новшеством фестиваля в этом году оказалась природа. В предыдущие годы фестиваль проводился в основном на театральных площадках и в концертных залах. Несколько лет назад обязательным пунктом программы стало выступление на открытом воздухе в этнографическом музее Улан-Удэ — с концертной и интерактивной программой в формате пикника, но и этого оказалось недостаточно для полноценного отражения сути «Голоса кочевников».
«Для нас это был большой и ответственный шаг вперед, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что ожидания оправдались — по атмосфере, ощущениям, драйву и картинке это определенно был лучший фестиваль из всех, проведенных за эти годы, — рассказывает Наталья Уланова. — После такого уже невозможно представить, что фестиваль снова вернется в город. Он наконец обрел настоящий дух кочевой культуры. Судя по отзывам тех, кто приезжал в Ацагат, мы не зря вывезли «Голос кочевников» за пределы города».
Помимо музыкальных выступлений, для всех приехавших была организована и насыщенная интерактивная программа: утром можно было позаниматься йогой, днем — поиграть на барабанах, прокатиться верхом, поучаствовать в квесте или посетить Ацагатский дацан. На территории фестиваля работали этноцентры: бурятский, эвенкийский, семейский и казачий. Каждый из них приготовил для посетителей развлечения, связанные со своей национальной культурой. Семейские угощали блюдами своей традиционной кухни, эвенки предлагали примерить национальные костюмы, буряты учили стрелять из лука и запрягать лошадь, казаки — вышивать бисером. Работало множество сувенирных и хенд-мейд лавочек, так что зрителям скучать не приходилось. Более того, осталось ощущение, что фестиваль пролетел слишком быстро.
Разумеется, сам по себе формат оупен-эйра далеко не нов не только для всего мира, но и, скорее всего, для Бурятии, однако в случае с «Голосом кочевников» такой шаг играет еще одну важную роль. Прежде всего, он помогает развивать событийный туризм, который в российских регионах пока находится в зачаточном состоянии. На прошедших выходных свой положительный опыт получили все.
Туристический комплекс «Степной кочевник», на территории которого был проведен фестиваль, значительно вырос благодаря международному событию. Администрация Заиграевского района республики убедилась, что туристы (в том числе зарубежные) с удовольствием едут не только на Байкал и в Улан-Удэ. Учредители и непосредственные организаторы фестиваля в свою очередь поняли, что при грамотном развитии «Голос кочевников» может вырасти в мощнейший международный бренд, способный привлекать в Бурятию тысячи людей из самых разных уголков мира, которые захотят сами проникнуться духом кочевых народов, окунуться в незнакомую культуру и послушать качественную музыку.
Остается добавить, что в Иркутской области подобного фестиваля, к большому сожалению, нет, и, вообще-то, стоило бы поучиться у соседей создавать такие проекты, которые способны иметь мультипликативный эффект для развития региона.