В России началась разработка концепции государственной языковой политики. Координирует эту работу Общество русской словесности под председательством патриарха Кирилла. А ключевые рабочие группы возглавили преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), что неудивительно, поскольку на базе этого вуза действует НИИ проблем государственного языка, сообщают «Известия».
Группу по разработке механизмов независимой оценки учебников и словарей возглавил руководитель Центра русского языка и славистики Российской академии образования, председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы и проректор СПбГУ Сергей Богданов.
— В 2009 году вышел приказ Минобрнауки, которым в качестве источников норм современного русского языка были утверждены четыре словаря. Все они были неплохие, но выбор был совершенно случайным. Более того, все словари относились к одному и тому же издательству. Конечно, общественность высказывала вполне оправданную тревогу. Таких вещей нам нужно избежать, — рассказал Сергей Богданов.
Некоторым вещам русисты предполагают поучиться у историков. Сергей Богданов привел в пример единый учебник истории, созданным стараниями Российского исторического общества.
Сергей Богданов провёл аналогию с концом XVIII века, когда в стране тоже назрела необходимость зафиксировать нормы тогдашнего русского языка как государственного. Сановники Екатерины II с этой работой справились.
Руководитель рабочей группы по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования, профессор СПбГУ Елена Казакова отметила, что коллектив разработчиков еще только формируется. Но принцип формирования всех групп один — максимально широкое представительство: вузы, школы, различные регионы.
— Нужно попытаться сохранить классику, но включить и современных писателей, не потерять Золотой канон литературы, но при этом не убить интерес детей к чтению, — перечисляет Елена Казакова. — Да и понять нужно, что такое Золотой канон в XXI веке? Очень сложно примирить друг с другом сторонников и противников «Мастера и Маргариты», тех, кто считает, что наши дети должны читать Шекспира, и тех, кто ратует исключительно за русскую литературу.
Эксперты считают, что один из способов формирования интереса к чтению — социальная реклама, пропаганда чтения, в том числе и на государственном уровне.