Петиция под названием «необходим мораторий на рубку леса в водосборе притоков озера Байкал» опубликована на сайте change.org ещё два месяца назад. Автор петиции – зоозащитница, общественный деятель из Иркутска Елена Бачалдина.
Петиция адресована главам трёх регионов: Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия. На данный момент петицию подписали более 600 человек.
«Территории водосбора Байкала в границах РФ распределяются следующим образом: Иркутская область - 6 % водосборного бассейна, Республика Бурятия - 73 % и Забайкальский край (бывшая Читинская область) - 21 %. Специалисты-лимнологи в числе прочих проблем экосистемы Байкала обеспокоены рекордным снижением уровня воды в озере. Очевидно, что в этом процессе велика роль сведения лесов в водосборной зоне озера. Кроме того, обезлесивание ведёт к усилению ураганных ветров, что также является неблагоприятным изменением климата. Учитывая огромный ущерб, нанесённый лесам прошлогодними пожарами, считаю необходимым требовать установления полного запрета на рубку леса на территории республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области», - пишет автор.
По мнению Бачалдиной, запрет на рубку леса позволит лесу восстановиться, и позволит легче привлекать к ответственности нарушителей законодательства. Срок действия моратория, предлагаемый автором – 10 лет.
Также она предлагает оценить экономические аспекты такого моратория и принять меры по минимизации будущей безработицы и других проблем, связанных с мораторием.
Тем временем в Бурятии разрабатываются грандиозные планы по созданию лесопромышленного технопарка. В конце мая глава Бурятии Вячеслав Наговицын и Ассоциация организаций содействия развития кластеров и технопарков подписали соглашение о сотрудничестве.
Директор Ассоциации Андрей Шпиленко отметил, что в Бурятии одно из крупных и актуальных направлений - это «создание лесопромышленного кластера, в основу которого могут войти Байкальская лесная компания и «Байкальский ДОК». Правительство России будет субсидировать около 50% от сумм, которые были затрачены на реализацию совместных кластерных проектов.
В этих условиях введение полного моратория на вырубку леса кажется невыполнимым.