Открытие выставки состоится 8 апреля в 19 часов, зал им. Д. П. Дхара (вход свободный при наличии паспорта), сообщает Центр тибетской культуры и информации.
Буддийская икона танка (букв. «свиток») — в первую очередь предмет религиозного культа. Посредством определённых художественных средств — композиции, выбора форм или цвета — она воплощает идею буддизма. Хотя процесс написания танка всегда был окружён таинственностью, основой его были всё же не мистическое прозрение и интуиция, а точные знания иконометрии и законов композиции, нашедшие своё выражение в художественном каноне. Изготовление танка — сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание.
Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь, именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просветленных существ» — будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» — дхармапал, изображение буддийской вселенной — мандалы и т. д. Однако танка — это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства. Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение целого ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветовом решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи. В традициях стиля «менри» одного из классических стилей тибетской живописи танка работает Николай Дудко.
Николай Дудко родился в 1962 году в Германии. До увлечения буддийским искусством Николай Дудко серьёзно занимался рисованием, в 1982 году окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Некоторое время жил на Украине, учился в Киевском художественном институте. Однако реалистическая живопись не привлекала художника. Духовные искания, стремление к иному способу самовыражения совпали с его возвращением в Бурятию в 1986 году.
В настоящее время художник работает в своей мастерской, участвует в художественных выставках, как в России так и за рубежом. Его танка находятся во многих дацанах Бурятии, Монголии и Тибета, а также в музеях и частных коллекциях многих стран мира.