Никола Хаардт совершила одиночное путешествие, проехав 10,5 тысяч километров к Байкалу и вернувшись в Германию через Среднюю Азию. Немецкая садовница рассказала, зачем ей понадобилось ехать к самому восточному озеру России на велосипеде, изданию «Совершенно секретно».
Ванюша – так жительница немецкого городка Бохум Никола Хаардт ласково зовёт своего самого близкого и надёжного друга.
– Когда меня спрашивают: «Как ты, женщина, проехала почти с самого запада Германии 20 с лишним тысяч километров до озера в Восточной Сибири, а потом обратно, одна-одинёшенька?», я всегда честно отвечаю: «Я одна? Да никогда. Никогда мне не преодолеть такой путь в одиночку, без моего Ванюши». Вот он, мой самый главный и надёжный попутчик, – Никола с гордостью показывает фото запылённого велосипеда, прислонившегося к очередному указателю в средней полосе России.
О большом путешествии на велосипеде немецкая девочка Никола Хаардт мечтала с самого детства. Когда после учёбы она приехала на практику в Киргизию и там некоторое время пожила в русской семье, мечта окончательно оформилась в идею провести велотурне по России.
– А конечную точку – Байкал – я выбрала почти случайно. Взяла карту, прикинула, что за сезон – с марта до сентября – осилю где-то тысяч 10 километров. Померила – выяснилось, что поблизости как раз будет какое-то крупное озеро в Сибири. Оказалось, Байкал. Это уже потом, при личной встрече я влюбилась в него, – признаётся Никола.
До полугодовой велопоездки Никола успела немало поколесить по Европе, но таких далёких выездов никогда не совершала. О качестве российских трасс она осталась очень хорошего мнения, вопреки всем предостережениям насчёт «дураков и дорог».
– Я до Урала старалась выбирать пути поглуше, с малым трафиком, чтобы было побезопаснее в плане соседства с большегрузами и скоростными автомобилями. Это потом у меня выбора не осталось: после Урала была только одна трасса на Байкал. Так вот ни разу я не встретила в России такого тракта, по которому было бы сложно проехать на велосипеде. Хотя однажды я даже свернула на сельскую тропку, которая на карте была отмечена, как запасная и давно не используемая, – рассуждает путешественница. – Признаюсь, в Германии встречаются дороги и похуже.
Велосипедистка отметила, что некоторые моменты сделали путешествие на велосипеде по России даже комфортнее, чем в родной Германии.
– У нас поздним вечером и уж тем более ночью открытый магазин не встретишь. А здесь полно круглосуточных, и ещё есть прекрасное явление – «кийоски», – с трудом выговаривает слово собеседница, теперь уже довольно свободно разговаривающая на русском. – Это просто рай для велосипедиста: подъехал, купил всё, что нужно, и не надо думать, куда приткнуть велосипед. Ещё мне очень понравились мини-рынки в деревнях, городах и вдоль трасс: всё свежее, с огорода, и дёшево. Но мне в тот момент не очень подходило, потому что путешественнику такими объемами нельзя закупаться: если картошки, то ведро, если огурцов, то трёхлитровую банку.
Жизнь в палатке и радушие местных жителей привели к тому, что накопленных на путешествие денег Николе хватило не на полгода, а на полтора.
– Когда мне оставалось пересечь буквально один Красноярский край до Иркутской области и Байкала, я подсчитала и поняла, что успеваю перед финалом путешествия вольготно отдохнуть. Ко мне прилетел мой друг, и провести этот незапланированный «отпуск» мы решили, конечно же, на велосипедах. До моего итогового приезда на Байкал мы сделали «небольшой кружок» в сотню километров по Тыве, – шутит Никола.
После отъезда друга-велосипедиста Никола отправилась «покорять Байкал» с удвоенной силой.
– За каждой горочкой я надеялась увидеть его. Выглядывала Байкал из-за каждого поворота, и один раз даже забежала в гору в сторону от трассы, когда указатель показывал, что до заветной цели осталось каких-то 60 километров, – признаётся Никола. – И вдруг он появился, Байкал. Это было зрелище такой силы, что я села и заплакала, глядя на него. Не помню, сколько времени так просидела – час или пять минут, я совершенно потерялась во времени. Потом я спустилась к воде, встала на стоянку в районе Малого моря и решила, что проведу здесь как минимум месяц. А в итоге Байкал не отпускал меня следующие полгода. Я осталась зимовать в Сибири.
По признанию Николы, она бы ни за что не решилась на авантюру с зимовкой, если бы не её новые знакомые.
– Игорь, с которым я познакомилась за 300 километров от Иркутска, оставил мне свой телефон «на всякий случай», а потом уже в Иркутске запросто сказал: «Оставайся, живи, сколько хочешь: у меня квартира большая, а живу один». Я к тому времени уже погостила у вас, русских, и знала, что обычно, бывает, всё наоборот: много народу живёт в маленькой квартире, – смеётся путешественница. – Людмила, с которой мы подружились на Ольхоне, дала мне свою зимнюю куртку, ещё я купила самую тёплую обувь на свете – валенки. И оказалась полностью экипирована для зимы в Сибири.
Даже во время зимовки Никола умудрилась попутешествовать на велосипеде. Она пересекла Байкал по льду в одиночку в минус тридцать, ориентируясь по отметкам, расставленным для ралли бывалых гонщиков на внедорожниках. На другом берегу Байкала, в бурятской деревне Узуры, велосипедистка встретила своих соотечественников, решивших отправиться на север Байкала зимой на мотоциклах.
– Были морозы под сорок, поэтому Алекс и его друзья решили пересидеть самые холода в тёплой избе в Узурах. Потом они всё же двинулись дальше, но перед этим мы организовали потрясающую ночевку прямо на Байкале, поставив палатки на лёд. Уснуть я так и не смогла – Байкал разговаривал с нами. Лёд был как живой, всё шептал мне что-то на ухо всю ночь, – с воодушевлением рассказывает путешественница. – Именно в Бурятии я научилась колоть дрова, топить печку. Также на велосипеде добралась до столицы республики – Улан-Удэ, а потом вернулась в Иркутск.