Буддийская община опубликовала собственное развёрнутое мнение по поводу происходящего, которое приводит «Znak.com».
В нём, в частности, говорится, что ликвидация монастыря может иметь для России такие же серьёзные международные последствия, что и расстрел из танковых орудий статуй Будды в Бамианской долине Афганистана в 2001 году талибами*. Вот полный текст уральских адептов одной из древнейших мировых религий:
«Община верующих Шад Тчуп Линг уже 20 лет ведёт религиозную деятельность на горе Качканар Свердловской области. Община основана в 1995 году ламой русского происхождения Тензином Докшитом (Михаилом Васильевичем Санниковым) по поручению его бурятского наставника, бывшего настоятеля Иволгинского дацана Пема Джанга (Дарма Доди Жалсараева), определившего место и дату основания. В настоящее время на территории комплекса постоянно проживают восемь человек, также в общине состоит большое количество верующих-мирян.
За годы существования община стала центром не только российского, но и зарубежного паломничества и туризма, за год его посещают более 3000 человек.
Гора Качканар также хранит памятники, воздвигнутые самой природой, такие, как скала Верблюд и другие скальные останцы, которые очень популярны среди туристов.
Именно в таком благоприятном для практики месте, не дожидаясь получения бумажных согласований, 16 мая 1995 года лама Докшит начал строительство ступы – основного и важнейшего культового сооружения буддизма. Иначе было бы невозможно сделать священные закладки в благоприятный астрологический цикл. Строительство этой ступы завершено лишь в 2000 году. А в 2011 году завершено строительство второй ступы пробуждения. В 2015 году была построена ступа Паринирваны.
Наши ступы имеют общепринятую в буддийской традиции форму. Во второй ступе заложены части символических элементов воды и древа жизни. Эти реликвии специально для неё передал строитель элистинской ступы просветления лама Дензонг Норбу, взяв их из подготовленного для калмыцкой ступы набора. Первая же хранит в себе преемственность Монголии и Бурятии. В третьей ступе заложены реликвии, переданные основателем Международного фонда поддержки махаянской традиции Ламой Сопа Ринпоче. Ступы на горе Качканар воздвигнуты с благословения и согласно рекомендациям ламы Сангела, ламы Нгедуба и строителя элистинской ступы — ламы Норбу. Данные сооружения гармонизируют окружающее пространство, делают его благоприятным для медитативных практик и закладывают основу для духовного развития».
В письме уральские буддисты сообщают, что после окончания строительства первой ступы ими была зарегистрирована религиозная организация. Неоднократно, на протяжении двух десятилетий предпринимались попытки зарегистрировать землю под монастырем, которые не увенчались успехом. Несмотря на то, что 14 мая 2002 года из Департамента природных ресурсов по Свердловской области был получен ответ, что под испрашиваемыми землями полезных ископаемых нет, администрация города Качканара проигнорировала запрос предоставления земли в безвозмездное срочное пользование.
«Последствия данного конфликта могут привести к серьёзному общественному резонансу, вероятно даже международному: достаточно вспомнить ситуацию с расстрелом статуи Будды в Афганистане, это стало одним из факторов возобновления военных действий. Россию же этот инцидент вновь отбросит в 30-е годы прошлого века: во времена атеистического цинизма культовые сооружения крушили с позорным энтузиазмом! Считаем, что такая репутация России в современном мире не нужна», - пишут в своем письме буддисты.
Напомним, о намерении снести монастырь к 1 марта текущего года стало известно 9 февраля из официального сообщения свердловского управления ФССП.
«Причиной выселения является незаконное занятие территории, находящейся в федеральной собственности. Помимо этого, данная земля находится в разработках собственно качканарского месторождения железной руды», — говорится в пресс-релизе УФССП региона. В ответ уральские буддисты дали понять, что не уйдут с горы. По крайней мере, к назначенной дате.
Ситуация вокруг буддийского монастыря на горе Качканар, действительно, развивается уже много лет подряд. Эта территория относится к зоне интересов Качканарского ГОКа «Ванадий» (структура Евраз-холдинга). В связи с истощением действующих железорудных разработок встал вопрос о создании новых. Шад Тчуп Линг, создававшийся без каких-либо разрешительных документов, оказался в зоне рудоспуска планируемого месторождения. Формально он может существовать и дальше, однако такое соседство с горнопромышленным объектом противоречит требованиям безопасности.
В 2014 году Качканарский городской суд принял решение в пользу департамента лесного хозяйства об изъятии земель у буддистов. После этого Михаилу Санникову было выдано соответствующее предписание. В связи с тем, что оно не исполнялось, уральского ламу привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и части 2 статьи 17.15 КоАП РФ («Неисполнение требований исполнительных документов»). Также в отношении должника было вынесено постановление о временном ограничении на выезд за пределы РФ.
Отметим, что после появившегося сообщения ФССП о намерении снести монастырь Шад Тчуп Линг на сайте «Демократор» появилась петиция с просьбой защитить его. Автором обращения стал президент буддийской религиозной организации Качканара Александр Березин.