Сегодня в зале Народного Хурала Бурятии состоялся круглый стол, на котором студенты, преподаватели и эксперты обсудили «антироссийский выпад Турции: причины и возможные последствия».
Напомним, в конце ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении санкций против Турции. Введены запреты или ограничения на импорт отдельных видов турецкой продукции, приостанавливается безвизовый режим между двумя странами и вводится запрет на чартерные авиаперевозки. Антитурецкие санкции стали ответом на сбитый вооружёнными силами Турции российский бомбардировщик СУ-24, участвовавший в операции против ИГИЛ.
- Я вообще думаю, что это был антитурецкий выпад России, - заявил сразу после напоминания об этих событиях один из присутствующих за круглым столом будущих политологов. - В начале года Турция была пятым по величине торговым партнёром России, оборот приближался к объёмам сделок с Китаем. Также это второй по величине рынок сбыта для российского газа после Германии и самое популярное место отдыха среди российских туристов.
Студент кафедры политологии напомнил, что Турция поставляла в Россию в основном товары растительного происхождения, а также текстиль. Планировалось строительство российскими специалистами первой турецкой атомной электростанции. А также заявил, что несмотря на отношения с Западом, Турция не стала сокращать товарооборот с Россией после присоединения Крыма, а, напротив, планировала его наращивать.
Доцент кафедры стран Азии БГУ напомнил предысторию событий.
- Сейчас много спекуляций на тему исторических параллелей, что «Россия всегда воевала с Турцией». Надо анализировать и понимать, почему произошло то что произошло. Это страна, которая борется за свой светский статус после многолетнего притяжения суннитского ислама. Партия «Справедливости и развития» унаследовала свой политический капитал от исламских основателей. И приветствует вовлечение Турции в дела Ближнего Востока.
Он напомнил, что последние выборы президента Турции не были однозначными и партия едва не проиграла прокурдскому сопернику. Таким образом, исламизм в Турции, по мнению оратора, играют в Турции достаточно сильную роль. Настолько сильную, что экономика не всегда определяет поступки политиков.
Припомнили и действия НАТО в Ливии и других ближневосточных странах.
- Территория – это не сфера влияния. На мой взгляд, действия России более справедливы и благородны в отношении тех сил, которые окопались в Сирии, - отметил учёный.
Один из участников обсуждения заявил, что несколько тысяч российских граждан, находящиеся сейчас в членстве ИГИЛ, если выживут, вернутся в Россию подготовленными боевиками.
Как выяснилось, в Бурятии также обучаются студенты из Турции. Несмотря на «атмосферу в федеральной прессе», эти студенты на себе никакого влияния российско-турецких санкций не ощутили. Правда, спикер из Бурятского госуниверситета отметил, что до последнего времени студентов из Турции было «порядка десяти» а сейчас их шесть, не пояснив причин уменьшения числа турецких студентов.
- В БГУ до последнего времени обучалось до десяти турецких студентов, сейчас их осталось шесть. После сбитого самолёта мы встретились с нашими ребятами, чтобы узнать их точку зрения. Это достаточно оптимистичные ребята, которые говорят, что не заметили разницы в отношении улан-удэнцев. Недавно увидел статью, что ребёнка, рождённого в браке турчанки и россиянина, побили в школе. Сколько у нас детей от смешанных браков? Меня покоробило то, что на страницы центральной газеты вытаскивают такие события и подтягивают их под политический контекст, - возмутился один из участников дискуссии. - Надо понимать, какова заинтересованность Турции в получении российского образования, если даже за 5 тысяч километров от Москвы есть турецкие студенты.
Он заключил, что «хлеб турецким студентам в магазине будут продавать и не откажут из-за того, что». Толерантность общества он назвал ценнейшим фактором, и поблагодарил жителей Бурятии за дружелюбие.
Как сообщал «Байкал-Daily», для жителей Бурятии российско-турецкие санкции могут отразиться ассортиментом на полках магазинов. Если отношения между странами не изменятся, жителей республики ожидает подорожание меховых изделий и турецкого текстиля, а в дальнейшем не исключено и их исчезновение с полок.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»