Крохотные листочки в зеленых зарослях едва разглядеть. Тункинская долина — единственное место на планете, где растет этот вид мегадении. Впрочем, и ее сородичи на Земле — тоже большая редкость. Это растение встречается только в Тибете и на Дальнем Востоке.
В Бурятии мегадению обнаружил более полувека назад иркутский ботаник Леонид Бардунов, ошибочно приняв ее за фиалку.
— Вид очень интересный. Он очень древний. Его считают реликтом палеогенного возраста. То есть, это одно из древнейших растений байкальского региона. Вид уникален тем, что он может выживать. Умеет выживать долгое время, — говорит старший сотрудник Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Алла Верхозина.
Однако вторжения человека в природу тункинская мегадения, пережившая ледниковый период, не выдержала. В том месте, где она росла, построили дорогу. Ученые обыскали все окрестности, но тщетно. Мегадения исчезла. Вновь ее обнаружил в этих краях иркутский биолог Сергей Казановский вместе с коллегой из Центрального сибирского ботанического сада.
— Это растение растет на берегу холодного ручья у самого выхода родниковых вод. Там всего четыре ручейка, где есть естественные места обитания этого вида, — говорит старший научный сотрудник Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Сергей Казановский.
Чтобы растение вновь не исчезло, ученые Сибирского института физиологии и биохимии растений решили восстановить популяцию. В лабораторных условиях развели рассаду. И два года назад вместе с сотрудниками Тункинского национального парка начали высаживать ее в природе.
Первую партию мегадении высадили в 50 километрах от того места, где она была найдена. В этом ущелье — минеральные источники. Этот, например, с повышенным содержанием железа. Очень полезен для желудка.
Мегадению рассадили вдоль целебных родников, но подальше от троп, чтобы не затоптали.
История маленького растения так впечатлила сотрудников национального парка, что они решили создать питомник.
— Тункинский национальный парк, наша природа является единственной обладательницей этого растения. Естественно, оно вызывает не только научный интерес, но и интерес познавательный, — говорит директор Тункинского национального парка Валерий Гулгонов.
А в будущем сотрудники заповедника планируют добиться, чтобы в названии их мегадении появилось слово «тункинская». Ведь теперь она — символ этой долины, сообщает ГТРК Иркутск.