Бурятия забывает немецкий язык
Как сообщает «Номер один», германисты обеспокоились «вымиранием» немецкого языка в Бурятии. Сегодня во всей республике работает лишь 30 преподавателей этого языка. О том, почему родители не хотят отдавать своих чад в немецкие группы, о влиянии Америки и о последствиях «кризиса» языка в регионе дискутировали бурятские германисты и их коллеги из ФРГ.
«Кризис» с немецким языком в образовательном процессе подтолкнул германистов к проведению грандиозного мобильного форума. В рамках одного из круглых столов преподаватели БГУ, представители минобрнауки Бурятии и коллеги из Института им. Гете (ФРГ) обменялись мнениями по сложившейся проблеме.
Как известно, в России на сегодня школы имеют право предложить своим ученикам на выбор изучение как минимум одного из четырех иностранных языков. В список входят английский, немецкий, французский и испанский. Испанский у нас - что-то уж совсем экзотичное. Немецкий некоторое время имел хоть какой-то весомый статус в системе школьного образования. С французским же в последнее время совсем туго.
Зато английский изучают везде и всюду. В вузах он востребован у более 90 процентов студентов. Для сравнения, статистика по немецкому языку с 2000 года и 17,76 % упала до 2,79. Учителей немецкого, коих раньше насчитывалось в пределах двухсот, сегодня порядка 30.
- Проблема острая и касается страны в целом. Думается, идет давление на преподавателей всех иностранных языков, кроме английского. Тенденция сложилась еще в начале девяностых, когда нашему государству навязывали американскую модель образа жизни, - считает профессор кафедры немецкого и французского языков БГУ, опытный «проводник» совместных проектов кафедры и немецких университетов Анатолий Карпов.
Директор средней общеобразовательной школы № 1 Улан-Удэ Ольга Бакро рассказала об истории одной из учениц. Как оказалось, при выборе группы по изучению иностранного во втором классе в семье школьницы случился настоящий скандал: отец был против изучения немецкого. Сегодня же, спустя восемь лет, девочка уже неплохо знает язык и не жалеет о выбранной группе. Учителя подтверждают: такие случаи на каждом шагу.
В первую очередь, на сегодня родители думают о перспективах ребенка, который выбирает тот или иной язык. Очевидно, что у тех, кто изучает английский, возможностей больше. Однако проблема состоит и в том, что о перспективах при изучении немецкого языка мало кто знает. Они, между тем, есть – Германия является одним из крупнейших экономических партнеров России, и Бурятии в том числе. Таким образом, у родителей нет никакой мотивации отдавать ребенка в немецкую группу.
С просьбой финансировать программы по немецкому языку к министру открыто обратился один из немецких гостей - руководитель бюро федеральной службы Управления зарубежными школами Вольфганг Яссер. В частности он указал на сотрудничество службы с улан-удэнской школой № 1, которая сегодня дает возможность выпускникам получить немецкий языковой диплом. Вольфганг Яссер подчеркнул: в случае достаточного финансирования ситуацию с языком можно было бы выправить. В частности, на базе школы № 1 появилась бы возможность открыть экзаменационный центр, в который могли бы приходить ученики со всех школ Улан-Удэ и Бурятии. Тогда у школьников появились бы большие профессиональные перспективы, связанные с немецким языком.
В рамках круглого стола были выработаны рекомендации всем ответственным за положением немецкого языка: от минобрнауки Бурятии до Института им. Гете. Поспособствуют ли они улучшению ситуации, покажет время. Пока же статистика приводит печальные факты. По некоторым данным, сегодня сразу в 115 школах Бурятии не преподается вообще ни один иностранный язык.