Вчера Русская православная церковь направила министру образования Дмитрию Ливанову предложение ввести преподавание школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» со 2-го по 9-й классы. Предмет преподается во всех школах страны уже два года, но пока только в четвертых классах.
- Даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным не ранее 2016-2017 учебного года, а в 5-9 классах - не ранее 2017-2018 учебного года, - сказал патриарх на Архиерейском совещании в Москве.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них, сообщает Интерфакс.
Сегодня жители Улан-Удэ, будущие и уже опытные мамы школьников, солидарны во мнениях, что знание религий в целом полезно. Однако, в каком возрасте преподавать данные дисциплины, и стоит ли тратить на предмет несколько лет, - единого мнения нет.
- Мне кажется изучение нужно, это просвещение. Мой ребёнок пойдёт в школу только через два года, я выберу изучение буддизма, - прокомментировала общественной организации «Современные родители Бурятии» Саяна Балданова.
По её мнению, изучение всех религий полезно для ознакомления ребёнка с разными традициями.
Другие представители «Современных родителей Бурятии» также заявляют, что изучение религий школьникам идёт на пользу, однако склоняются к тому, что вводить предмет нужно в более осознанном возрасте, после 4 класса.
- Мы живём в разнообразном обществе, и изучение религий, какие они вообще есть – нужно, но в более сознательном возрасте. Мне кажется, в четвертом классе детям вообще не до религий, - подчеркнула молодая мама Юлия Еникеева. - И даже при школьном курсе, основное место в познании религии всё равно занимает семья. А обзор всех религий нужен для общего мировоззрения.
Мнения ещё нескольких опрошенных «Байкал-Daily» родителей разошлись: некоторые заявляют, что изучать курс до девятого класса – явный перебор. Другие настороженно относятся к самой необходимости преподавания самих основ религиозных культур в школе.
- Думаю, изучение многообразия религий в целом полезно для кругозора ребёнка. Но будь я религиозна, ни за что не отдала бы дочь в класс по своей религии. Как можно доверить постороннему человеку «преподавать» настолько сакральные вещи? Что чужая тётя сможет рассказать ребёнку о Боге, если она приверженец другой религии? Мы будем изучать либо все религии, либо светскую этику, - рассказала мама третьеклассницы Елена.
Директор улан-удэнской школы №40, преподаватель предмета «Основы мировых религиозных культур» Оксана Зосина, подчёркивает, что в школе изучают не религию, а основы культур, связанные с ней. Учитель считает полезным данный предмет для дальнейшего изучения истории.
- У нас предмет преподается третий год. Моим четвероклассникам предмет нравится. Я историк, через предмет дети плавно входят в дальнейшем в курс истории, ведь вопросы культуры и истории религии отражаются на ходе истории. Мы не учимся религии, а преподаём культуру через религию. Касаемся храмовой культуры, священных сооружений, священных книг. Мне кажется, что изучение предмета после четвертого класса вряд ли необходимо, мы касаемся его в дальнейшем, изучая историю, - отметила педагог.
Как сообщал «Байкал-Daily», в 2012 году, в первый год введения предмет в школы Бурятии «Основы православной культуры» выбрали 6,15% учащихся, «Основы буддистской культуры» - 8,33% процента. Чуть меньше трети опрошенных дипломатично выбрали «Основы мировых религиозных культур». Остальные почти 60% изучать религии в каком бы то ни было виде отказались, выбрав «Основы светской этики». Ещё один школьник собрался изучать «иудейскую культуру» и три ученика - «исламскую».
Цифры в некотором роде сенсационные, если увидеть в них отказ от принадлежности к религии, поскольку в Приморье, Нижегородской и Саратовских областях 65% учеников выбрали «православие». Также сообщалось, что в буддийской Калмыкии, к примеру, основы буддизма выбрали 51% родителей.
Министр образования и науки республики Алдар Даминов предполагал, что это осторожность, и в 2013 году картина будет более объективной.
- Это осторожность «первого года» для родителей и учеников в новой для себя области образования. Мы прогнозируем, что с будущего года картина по выбору будет более объективной, - комментировал министр. - Подчеркну, это сугубо добровольный выбор. Сами ребята выбирали, какую из основ религий им нравится изучать.
Однако в 2013 году более 60% школьников Бурятии всё же выбрали «Основы светской этики», и 28 % - «Основы мировых религиозных культур». И только около 5% предпочли углубленно изучать православную и буддийскую культуры.
В итоге, в школах нередко преподают преимущественно «Основы мировых религиозных культур», подчёркивая что это основы культур, а не религиозный предмет.