Предположение первое: нетленное тело - учитель хамбо-ламы Итэгэлова
Эта версия была выдвинута на монгольском сайте medee.mn. Однако при более детальном разборе она совсем не выдерживает критики. Монгольский лама, тело которого не истлело на протяжении 200 лет, был найден в Кобдосском аймаке, о чем было заявлено ламой Пурэвбатом, возглавившим комиссию по расследованию необъяснимого факта. В биографии Д.-Д. Итэгэлова нет ни одного факта того, что он пребывал в Кобдосском аймаке. Пандидо хамбо лама Даши Доржо Итэгэлов учился в Аннинском, Цугольском и Тамчинском дацанах и, как свидетельствует его официальная биография, не выезжал за пределы Бурятии для обучения.
Если же эта версия основана на том, что лишь у учителя (монгольской находки) и ученика (Д.-Д. Итэгэлова) была практика по сохранению тела нетленным, то она разбивается о следующий факт: так, в середине XIX века, в калмыцкой степи, в урочище Чапчачи умер лама по прозвищу Когшн багша. После смерти калмыцкий лама также явил нетленное тело, которое долгое время было объектом для поклонения множества верующих калмыков. В 1929 году чекисты увезли тело в неизвестном направлении. Выходит, что и калмыцкий лама, все время находившийся в калмыцкой степи, тоже был учителем или учеником Итэгэлова? Это просто невозможно с позиций рационального мышления.
Предположение второе: раньше всех умерших лам мумифицировали подобным образом
Эта версия также была озвучена на сайте medee.mn. Гипотеза сразу разбивается тем фактом, что ламство в Монголии того времени составляло чуть ли не 1/3 мужского населения. Тогда в Монголии бы под каждым камнем или курганом сидели бы нетленные тела, и Страна Вечного Синего неба была бы одним огромным мавзолеем мумий. Их бы находили на каждом шагу, и подобного ажиотажа вокруг находки однозначно не происходило бы. Однако нужно отметить, что это второй случай за всю историю мировой науки, когда находят столь долго сохраняющий признаки жизни труп.
Предположение третье: тело принадлежит Богдо Гэсэру
В монгольских легендах говорится, что Гэсэр-хан уснул на несколько столетий, чтобы проснуться и вернуться в мир ради воцарения во Вселенной добра и справедливости. Учитывая то, что Гэсэр – это вообще тибетский эпос, пришедший в Монголию в довольно поздний период, и сам Гэсэр – мифический персонаж, эта версия кажется вообще средневековой сказкой, в которую, ввиду особой ситуации, кажется, готовы поверить все люди. Мы вообще не будем касаться таких предположений.
Учитывая то, что тело обнаружено в горной пещере в Кобдосском аймаке, можно предположить, что найденный лама имеет ойратское происхождение. Кобдосский край славился до самой революции в Монголии тем, что неукоснительно держался традиций Зая Пандиты Намхай Джамцо. А традиция Зая Пандиты идет от самого Далай-ламы V, который отличался выдающимися способностями и реализациями в тантрической практике, которая как раз и дает множество удивительных плодов, таких как Ваджрное тело.
Среди ойрат-монгольских лам было много выдающихся практиков Учения Будды, и нет гарантий того, что один из них не мог уйти в пещеру на 200 лет, чтобы потом явить свое тело миру в доказательство того, что Учение Будды эффективно и могущественно.
Калмыцкая общественная организация «Билгин Дал» обратилась за комментарием к ученому ламе Г. Ядамжаву, выходцу из Кобдосского аймака, но, пока не завершится экспертиза, лама от комментариев воздержался.
Все, что было написано выше – лишь предположения. Как будут развиваться события, покажут время и экспертиза найденного тела, сообщает ИА «АРД».