Обесцененные миллиарды
Сегодня городские власти активно рассматривают программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ. Насколько известно, депутаты торопятся с ее принятием – оно назначено на ближайшую сессию горсовета. При этом у экспертов к этой программе очень много вопросов, которые городские чиновники, по всей видимости, не горят желанием обсуждать.
Рассчитана эта программа до 2028 года. Ее стоимость – 50 миллиардов рублей. При этом власти придумали, где взять лишь часть этих денег. Остальные, судя по всему, будут изысканы из карманов потребителей.
- Из 50 миллиардов на 31 миллиард источник финансирования не определен. А в техническом задании написано – обосновать рост тарифов и платы за технологическое присоединение. То есть город сознательно сам пошел на поводу у монополистов и пошел по одному простому пути: повышать тариф, что в принципе недопустимо, - говорят эксперты.
Но даже если принять эту сумму за основу, вряд ли она окажется в итоге реалистичной. Ведь все расчеты происходили до «черного вторника». А в сегодняшних условиях можно только гадать, какой окажется конечная сумма, необходимая для реализации программы.
Кроме финансовой стороны, экспертов смущает полное пренебрежение программы к такому понятию, как энергетическая безопасность.
- Энергетическая безопасность Улан-Удэ зависит как минимум от пяти факторов: это наличие собственных источников генерации, состояние инфраструктуры, то есть состояние сетевого хозяйства Улан-Удэ, доступность тарифа, уровень загрязненности окружающей среды и инновации. У столицы Бурятии уровень энергетической безопасности составляет три процента – этот уровень катастрофический, - говорит наш эксперт.
В программе практически отсутствует такое понятие, как инновации. А ведь именно инновационные технологии могли бы позволить компаниям работать внутри тарифа, повышая эффективность работы. В программе нет оптимизации схем теплоснабжения, электроснабжения. В Улан-Удэ супердорогие котельные, которые работают на мазуте, на дизтопливе, и они множатся. При этом в 21 веке городу нужны новые, современные источники генерации тепловой и электрической энергии. Исходя из программы видно, что до 2028 года будет происходить только ухудшение энергетического состояния города. При этом безопасность нисколько не повышается.
Судя по всему, городские власти при помощи новой программы собираются усовершенствовать не саму энергетическую систему, а лишь механизмы, позволяющие энергетикам выживать за счет населения города.
Нестандартная коммуналка
При этом уже давно и в городе, и в республике игнорируется такое понятие, как федеральный стандарт ЖКХ. По этому стандарту потребитель не должен платить за комуслуги больше 23 рублей с квадратного метра жилья. Эксперты же отмечают, что в Улан-Удэ платежеспособность беднейших слоев населения находится ниже этого стандарта. А вот с действующими тарифами ситуация совсем другая.
Средняя плата за содержание и текущий ремонт жилья в городе составляет 16-17 рублей. Добавляем сюда условные 7,7 рубля за капитальный ремонт – и мы уже ушли за федеральный стандарт. А ведь есть еще плата за электричество, тепло, воду и так далее.
То есть где-то внизу находится реальная платежеспособность, где-то наверху – городские тарифы, а посередине – тот самый федеральный стандарт, который у нас, судя по всему, не работает.
- Возникает вопрос – почему не производится анализ тарифов? Сети же везде одинаковые по Сибирскому региону. Почему иркутским энергетикам для обслуживания населения требуется 84 копейки, а бурятским нужно 2,86 рубля. Почему одной и той же организации с названием ТГК-14 для предоставления тепла населения в Чите требуется 900 рублей, а в Улан-Удэ – 1700 за одну гигакалорию? Власти города не только не анализируют, они молчат, как будто такой ситуации не существует, - говорит эксперт.
Хотя уже не является секретом, откуда взялась такая разница. При создании ТГК-14 директор компании Алферов не смог затолкать в тариф по Чите потери в тепловых сетях, потому что он столкнулся с жесточайшим сопротивлением со стороны депутатов законодательного собрания. И тогда эти потери были включены в тариф для Улан-Удэ, и они присутствуют в нем до сих пор. Отсюда и разница – почти в два раза.
В случае же с тарифами на электроэнергию все немного сложнее. Но и здесь можно путем простой арифметики попробовать разобраться в ситуации.
- Львиную долю в тарифе на электроэнергию занимает сетевая составляющая. И при этом деньги сетевых компаний напрямую должны зависеть от количества сетей, которые они обслуживают. Это прямо пропорциональная зависимость. Можно на одном графике разместить количество сетей, количество электроэнергии, отпускаемой потребителям, и выручку сетевой компании, - рассказывает эксперт.
При нормальном расчете тарифов эти три графика должны иметь одинаковый угол наклона. У нас же несколько другая ситуация. Взяв за основу 20 небольших сетевых компаний, мы видим, что количество денег отстает от количества сетей.
Но в случае с «Улан-Удэ Энерго» количество сетей растет очень медленно и почти не меняется. При этом за шесть лет выручка выросла со 155 миллионов рублей до 355 миллионов рублей. И тут возникают вопросы – как это произошло и за чей счет? Между тем, несмотря на увеличение выручки, предприятие в тяжелом экономическом состоянии. И как поясняет источник «Номер один»: «И сейчас мы будем видеть картину перепродажи «Улан-Удэ Энерго» третьим лицам. При этом никому дела нет до анализа договоров
передачи имущества объектов жизнеобеспечения. Есть решения судов, что имущество из МУП «ГЭС» было изъято незаконно».
Еще хуже ситуация с МРСК. Количество сетей тут практически не изменилось, но за шесть лет выручка выросла с полутора до двух с половиной миллиардов. Откуда этот рост? Вряд ли можно списать его на инфляцию. Она не была двукратной. Выходит, что причиной роста тарифов является лоббизм монопольных структур. А точнее, потакание этим структурам со стороны властей.
Учетное жульничество
Но и это не единственная проблема энергетического комплекса Улан-Удэ, которая сегодня бьет по карманам жителей. Одно из направлений, которое должна была бы осветить рассматриваемая городскими властями программа, – это энергосбережение и энергоэффективность.
Сегодня она реализуется городскими управляющими компаниями в виде установки приборов учета. Но и здесь, как оказалось, есть куча подводных камней.
В комментариях к закону, обязывающему устанавливать приборы учета, прописано, что речь на самом деле идет о системах учета, которые должны выполнять целый ряд функций: дистанционный сбор данных, обработку и анализ этих данных, диспетчеризацию и управление энергопотреблением. У нас же под этим понимается лишь установка счетчиков.
- При этом мы видим чистейшей воды жульничество со стороны управляющих организаций, которые в несколько раз завысили стоимость и установили обычные общедомовые приборы учета, причем устаревшие аналоговые. Стоимость прибора с монтажом может стоить 40 тысяч рублей максимум, они собирают на него по 280-300 тысяч рублей с дома, - рассказывает эксперт.
Причем при установке общедомовых счетчиков примерная стоимость монтажа с двухкомнатной квартиры составит около 300 рублей. Эксперты подсчитали, что если установить современные системы учета в домах и повесить обычные 60-ваттные лампочки, то фактический расход с той же «двушки» составит всего 15 рублей. С энергосберегающими лампочками расход снизится до пяти рублей, а если добавить датчики движения, то вообще до одного рубля.
Но для управляющих компаний такой расклад будет, скорее всего, не очень выгоден. Ведь нынешние энергопотери с каждого дома включаются в тариф, а значит, компании получают больше денег.
Судя по программе развития коммунальных систем города, власти Улан-Удэ этими вещами себе голову особо не забивают. Да, возможно такую модернизацию не потянет на ладан дышащий городской бюджет. Да, в условиях кризиса и при убитой инфраструктуре найти инвесторов, которые вложатся в энергетику города, очень сложно. Но ведь обсуждать это надо? Между тем вопросы не выносятся на обсуждение с населением и специалистами. Власти не пытаются обозначить все эти проблемы, привлечь к ним внимание. А значит, это никому не нужно и мало кому выгодно.
Между тем, при нынешнем состоянии дел и в случае принятия программы в таком виде нас ждет серьезное повышение тарифов, причем уже в ближайшие годы.
- Существующие тарифные заявки энергоснабжающих организаций предусматривают рост в полтора раза. Допустим, по ТГК-14 тариф составляет 1830 рублей, а экономически обоснованным они считают тариф в 2700 рублей. По электроэнергии будет рост из-за того, что с 2018 года ликвидируется система перекрестного субсидирования. У нас экономически обоснованный тариф сегодня составляет примерно 4,5 рубля. И здесь рост будет также в полтора, а то и в два раза, - уверен наш эксперт.
Вот и получается, что если наша энергосистема и будет развиваться, то не слишком быстро, и в основном за счет горожан. Потому что больше за это платить никто не хочет, сообщает «Номер один».