Этой теме посвящено ее диссертационное исследование, сообщает пресс-служба университета. Работа приурочена к 100-летию со дня основания храма.
Екатерина рассказала, что дацан Гунзэчойнэй представляет собой редкий феномен памятника истории культуры, он достаточно хорошо сохранился. Его внешний облик и интерьеры раскрывают эстетические и мировоззренческие представления традиционной культуры стран северного буддизма и ведущие тенденции эпохи модерн.
- Храмы тибетских монастырей представляют собой великолепные образцы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи, - рассказывает преподаватель. - Дацан Гунзэчойнэй, построенный по образу и подобию тибетского храма, не является исключением. Уникальность убранства петербургского дацана состоит и в том, что работами по созданию храмовой декорации интерьеров в 1914-1915 гг. руководил выдающийся русский художник Н.К. Рерих (1874-1947), на философское мировоззрение которого решающее воздействие оказал Восток. Он руководил отделкой главного зала и других помещений храма и руководствовался при создании эскизов советами известных бурятских лам.
Для восстановления храмовой декорации дацана необходимо было провести анализ архивных материалов. Екатерина Асалханова изучила исторические, искусствоведческие материалы, отражающие традиции изобразительного искусства северного буддизма, лежащие в основе решения храмовой декорации дацана в Петербурге. В частности, она рассмотрела особенности тибетской и бурятской архитектуры, традиции художественного решения интерьеров храмов северного буддизма (Тибета, Монголии и Бурятии), предметной символики, проанализировала характерные черты буддийской живописи Бурятии.
- Состояние храмовой декорации дацана на сегодняшний день можно оценить как удовлетворительное, - отмечает художница.- Важнейшей частью декоративного решения главного зала являются витражи плафона и квадратного ограждения светового фонаря. Несмотря на неплохую сохранность подлинных исторических витражей, требуется очистить их от загрязнений, восстановить утраченные стекла и накладные детали.
Кроме того, художница определила иконографические прототипы, которые отражают традиции северного буддизма, лежащие в основе как сохранившегося, так и утраченного монументально-декоративного убранства храма. Анализируя интерьер главного зала дацана, Екатерина Асалханова отмечает наличие обширных десяти ниш в стенах и отсутствие оконных проемов. Все это дает возможность дополнить храмовую декорацию настенными росписями. В первую очередь, необходимо воссоздать композиции икон-танка дацана. Автор разработала эскизы росписи фронтальных и боковых стен дацана.