Напомним, в конце ноября на горе Мамай в Бурятии на группу горнолыжников сошла лавина. Известно, что пострадало 3 человека, им впоследствии понадобилась госпитализация.
С подробной картиной происшествия поделился один из участников подъёма, лыжник под ником Saturn из Москвы. Первой ошибкой, по его словам, стала сама последовательность в поездке – вначале нужно было раскатываться на Геш (по всей видимости, кемеровский горнолыжный курорт Шерегеш), а затем «штурмовать Мамай».
По приезду же группу несколько разочаровало количество снега, который лишь «слегка лежит». То, что снега нет, в итоге привело к другой ошибке.
- Я собрал все необходимое в сноупульс, чтобы носить уже стабильный вес. Но...
Снега ж нет. Шлем и защита были отложены для лучших спусков. Причем на выходе из зимухи их долго крутил-вертел. Но все-таки принял неправильное решение, - рассказывает спортсмен.
После подъёма лыжники пошли на спуск. И вот на спуске группу и поджидала снежная гуща.
- Склон не выдавал ничего неприличного. Снег - плотный, хорошо режется кантами. Потом легкий поворот головы по какому-то пятому чувству или, может быть, я что-то услышал, только вижу летящую снежную массу... Дальше был мгновенный удар, сбивший с ног - лыжи улетели и я уже лечу в этой массе, - рассказывает лыжник.
Автор описывает и первые впечатления - «мысль - снега нет, значит «доска», если «доска», значит большие комки очень плотного снега. Значит, прикрыть голову, поза эмбриона и летим дальше. Снега нет, но почему-то рот набивало мгновенно им, которого вроде нет».
В ходе «полёта» горнолыжник раз ударился головой, затем приземлился на правый бок. Его откопали через 3-4 минуты после схода. После проведения спасательной операции его и другого лыжника отправили на лечение в больницу в Слюдянку. У него диагностировали сотрясение головного мозга, ушиб правой поясничной области, гематому, без повреждения внутренних органов.
- В сухом остатке по группе: сошла ветряная доска в центральном цирке горы Мамай. (температура накануне несколько дней была достаточно стабильная, но как оказалось были достаточно серьезные ветра). Высота отрыва 35-40 см по фронту всего кулуара. Сухая очень быстрая лавина с выбросом в конце. Спровоцирован сход был нахождением двух райдеров в одной точке из-за внештатной ситуации одного из них, - резюмирует он.
Кроме того, в заключение автор делает несколько выводов: «1) Главная и основная ошибка группы - нарушение очередности спуска. Рации были - могли коммуницировать, но почему-то коммуникаций не было. Рассчитывать группа может только на себя и более ни на кого. 2) Снега нет - не значит, что его нет вообще, и что он от определенного воздействия не может сойти, тем более на серьезных углах в кулуарах. 3) Лично мне - шлем, защита спины-груди-плеч, сноупульс. 4) Кто говорит, что можно платочком закрыть рот в лавине и снег не набьется - категорично отвечаю - это даже теоретически невозможно, в лучшем случае этот платочек будет в глотке. 5) Грудную защелку у сноупульса оторвало с корнями - пульс держался и был защитой спины только за счет поясного ремня и паховой стропы. На нем обнаружил два серьзных повреждения и даже слегка погнутый каркас. 6) Группа была технически вооружена - биперы, лопаты, щупы у всех. Теория-лекции по лавинной безопасности у всех. Практика по лавинной безопасности - 6 из 8».
В Бурятии между тем проходят курсы лавинной безопасности для горнолыжников. Как отмечает ИА «БайкалМедиаКонсалтинг», они проводятся с 2008 года, и стали особенно актуальными после этого случая.
Курсы, которые проводила Федерация экстремальных видов спорта и путешествий «Байкальский экстрим» были плановыми и состоялись 5 декабря.
- Планировали это мероприятие заранее. Просто это стало очень актуальным после того случая. Призываем вообще всех людей, которые активно отдыхают в горах не пренебрегать этой безопасной, этими курсами, иметь снаряжение. Куча советов была дана людям, которые катаются в горах, очень полезных советов. Надо быть готовым, знать, что делать и может быть, в каких-то случаях легче отказаться от спуска, чем испытывать судьбу и рисковать на заранее опасном склоне. Никто не хочет вместо того, чтобы кататься, получать позитив в горах, заниматься спасработами. Как в любом деле, лучше профилактики ещё никто ничего не придумал, - рассказывает президент федерации «Байкальский экстрим» Сергей Климов.
Курсы лавинной безопасности в этом году прошли 20 человек. Среди них не только горнолыжники и сноубордисты, но и снегоходчики. Вели курсы специалист по лавинной безопасности Иркутского спасательного отряда Андрей Майснер и специалист Байкальского поисково-спасательного отряда Виктор Крюков. Курсы проходили популярном у фрирайдеров месте - ущелье реки Большой Мамай.