Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

20 Мая

19 Мая

Популярное

Опера «Травиата»

Опера «Травиата»

Дата: Среда, 24 апреля 2019

Время: 18:30

Авторство:
Джузеппе Верди

Возрастной ценз:
12+

Продолжительность спектакля: 2 ч 40 мин

О спектакле
Либретто — Ф. Пиаве (по драме «Дама с камелиями» А. Дюма-сына)
Режиссер-постановщик: Евгений Курохтин
Художник-постановщик: Михаил Болонев, заслуженный работник культуры РБ

Содержание
Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее поклонников был и Дюма, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца — прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых — она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, — юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора.
В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала шумный успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф. Пиаве (1810-1876) — один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия. «Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал.
Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он специально подчеркнул это названием («Травиата» — по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство и душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над той легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества — отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, осуждение лицемерной морали, показ на оперной сцене современной жизни — все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы. Однако Верди твердо верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы: действие было перенесено в более отдаленную эпоху, на полтора столетия назад (вскоре, однако, он восстановил современную обстановку драмы). Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самых знаменитых опер в репертуаре мирового музыкального театра. Дюма, познакомившись с «Травиатой», сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
В «Травиате» Ф. М. Пиаве дал музыкальному театру современную хронику, а Верди создал совершенный образ (ещё более совершенный, чем Риголетто) главной героини, «божественной», словно предназначенной воплотить всё очарование примадонн XIX века, таких, как Малибран, Патти (которая стала величайшей исполнительницей роли Виолетты), и одновременно очень убедительный женский тип, какого больше не будет в операх композитора. Виолетта освещает всё действие и каждого персонажа, который в свою очередь призван осветить её. С большим мастерством Верди удалось показать (особенно во втором действии) три ипостаси любовного опыта героини: культ свободы, свойственный этой красавице, её страсть к возлюбленному, наконец, самопожертвование, в котором уже чувствуется материнская любовь (хотя и не реализовавшаяся). Только героини Пуччини будут обладать подобной эмоциональной силой, но и тогда мы не увидим сочетания всех этих трёх аспектов, всех этих трёх характеров в одном лице, словно взывающих к разным исполнительницам в каждом из действий.
В первом действии шумное и блистательное празднество знаменует триумф героини и одновременно её закат, поразительное сочетание беспечности и страдания. Во втором действии диалог между ней и Жермоном развивается в столь же напевных, почти песенных эпизодах, когда можно было ожидать скорее разговорного стиля, естественного в такие тяжёлые моменты. В этом действии больше всего выделяется фраза Виолетты «Ах, Альфред мой», словно оттесняющая укоризненную арию-кантабиле Жермона «Ты забыл край милый свой», вполне согласующуюся с его отцовскими чувствами, но неприятную, нескромную и назойливую, долбящую об обязанностях.
Альфред тоже выступает как главный герой: этот вес ему придают бьющий через край юношеский пыл и то презрение, с каким он ведёт себя во время праздника и карточной игры в доме Флоры — достоинства этой картины трудно переоценить. В этой сцене Альфред возвращается в светское общество — но какая разница по сравнению с его тостом первого действия, какая перемена, какая грусть на фоне развлекательных номеров (танцы цыганок, матадоров и пикадоров)! Надо всем тяготеет нервное напряжение, что-то мертвенное, злое. Игра, ещё одно бесполезное и пагубное развлечение, проходит под инструментальный мотив-ритм, приобретающий значение действующего лица. Голос Виолетты, следующий простой восходящей и нисходящей гамме фа минора, подобен дыханию смерти. Затем — финальный ансамбль: сначала равнодушный, он оживляется после вступления героини, которая сперва поёт одна, а затем увлекает за собой хор: в его тёмном духе сообщничества чувствуется тяжёлый гнёт и тупость, почти вульгарность. Судьба «травиаты», впрочем, уже решена.
Начало последнего действия, которому предшествует второе инструментальное вступление, повторяющее мотив болезни из первого, представляет собой одно из тех редких откровений художника, когда ему удаётся остановить время в ожидании столь мучительного и возвышенного события. Особая сосредоточенность чувствуется в Andante mosso («Простите вы навеки»). Эта ария, почти ариозо, трактована с большой свободой, она следует дорогой воспоминаний вплоть до предельного забвения. Перед нами смиренный, лаконичный, суровый гимн отречения от жизни.

Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

В Улан-Удэ партизанскую деревню перенесут из парка
Общество, 20.05.2019
Возможно, скандальный патриотический центр переедет на «Фортуну»
Улан-Удэ признан «городом, где хочется жить»
Общество, 20.05.2019
Столица Бурятии победила в двух проектах международного одноимённого конкурса
В Бурятии 5-летний мальчик принял участие в турнире ориентировщиков
Общество, 20.05.2019
Бичура присоединилась ко всемирному дню ориентированию-2019
Военкоматы Восточного округа призвали более 4,5 тысяч человек
Общество, 20.05.2019
Более 20 человек решили заключить контракт о двухлетней службе
Бурятская лучница завоевала бронзу на Кубке Европы
Общество, 20.05.2019
Соревнования проходили в Словении
Улан-удэнец рассказал об отце, которого приказал расстрелять Жуков, а спас Сталин
Общество, 20.05.2019
Улан-удэнец Виталий Пенксик рассказал «Байкал-Daily» об удивительном боевом пути своего отца. Сергей Георгиевич Пенксик всю жизнь посвятил небу, героически воевал в годы войны и дружил с младшим сыном Сталина
Митрополит Савватий рассказал прихожанам о святой Тавифе
Общество, 20.05.2019
19 мая глава Бурятской митрополии митрополит Савватий совершил литургию в Свято-Одигитриевском соборе Улан-Удэ
8 улиц в Улан-Удэ остались без света
Общество, 20.05.2019
В посёлке Светлый проводятся ремонтные работы
Гимнасты Улан-Удэ завоевали более 30 медалей турнира «На лучший балл»
Общество, 20.05.2019
В Ангарске с 9 по 12 мая прошли традиционные соревнования по спортивной гимнастике «На Лучший Балл»
В Бурятии наградили лучшие семьи
Общество, 20.05.2019
5 семей – победителей конкурса «Семья года» представят республику на федеральном уровне
Бурятский певец снял клип в честь дня рождения Далай-Ламы
Общество, 20.05.2019
В клипе Булата Бадмаева показаны достопримечательности и святые места Бурятии и Забайкальского края
В Бурятии провели «Зарядку со стражем порядка»
Общество, 20.05.2019
Полицейские Кабанского района приняли участие во всероссийской социальной акции «Зарядка со стражем порядка»
Росгвардейцы посадили 400 акаций в Улан-Удэ
Общество, 20.05.2019
В Улан-Удэ прошла самая масштабная за многие годы акция по озеленению «Зелёный город»
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
22.04.2019
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
01.04.2019
Борислав Таро
Борислав Таро
Борислав Таро, художник. Интернет-галерея - https://borislav.in.gallerix.ru/
05.03.2019
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
28.02.2019
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
28.02.2019
Сергей Жамцаев
Сергей Жамцаев
Директор центра социальной адаптации «Шанс»
25.02.2019
Борислав Таро
Борислав Таро
Борислав Таро, художник. Интернет-галерея - https://borislav.in.gallerix.ru/
27.12.2018
Загрузка...
^