28 Мая

Популярное

Сергей Иванов: «Энергетика в кризисе»

Сергей Иванов: «Энергетика в кризисе»
Бизнес,  01.07.2015 10:32
ЖКХ и энергетика Бурятии в последнее время пережили ряд значимых событий, породивших много вопросов. Эти вопросы касаются как в целом энергосистемы, так и отдельных ее сторон – тарифообразования, деятельности «управляшек». В поисках ответов «Номер один» обратился к одному из крупнейших экспертов Бурятии в этих областях, генеральному директору компании «Энком», депутату горсовета Улан-Удэ Сергею Иванову

- Главным событием в сфере ЖКХ в Бурятии стала процедура лицензирования управляющих компаний на рынке ЖКХ Бурятии. Каковы, на Ваш взгляд, ее главные итоги?

- Итоги лицензирования управляющих компаний, к большому сожалению, не очень радостные для нашего региона. Мы наяву и очень отчетливо увидели главный недостаток управляющих компаний – это их неподготовленность к той деятельности, для которой они предназначены.

По этой причине, по формальным признакам, при первой попытке 80 процентов управляющих компаний не получили лицензию. Лицензию получили в основном те, кто проходил под категорией так называемых «пустышек». То есть не обладая жилым фондом для управления. Поэтому формальных оснований для исключения их с рынка не было.

- Были ли политические или экономические факторы при лицензировании компаний, или здесь было все достаточно объективно?

- На первом этапе лицензирования никаких ни политических, ни экономических факторов не было. Там по умолчанию подразумевалось, что административный ресурс города Улан-Удэ сработает, и компании без труда пройдут. Хотя еще в марте проводилась проверка, и управляющим компаниям были выданы предписания – какие документы они должны привести в порядок.

Недостатки этих управляющих компаний заключаются в том, что они выполняют роль, скорее, подрядных организаций, которые основное внимание уделяют обслуживанию и эксплуатации домов. Но основные функции они не исполняют в надлежащем объеме и с надлежащим качеством.

При этом они необоснованно завышают тариф. Наш расчет экономически обоснованного тарифа на содержание одного квадратного метра жилой площади в стандартном пятиэтажном доме показывал уровень 14 рублей за один квадратный метр. Таких тарифов сегодня в городе не существует.

В среднем тарифы идут от 18 до 22 рублей за квадратный метр. В тариф заталкиваются несуществующие затраты или завышенные затраты. Хотя у управляющих компаний главными принципами должны быть открытость, публичность и прозрачность.
После первого этапа лицензирования мы наблюдали воочию давление административного ресурса со стороны администрации Улан-Удэ. Первый этап лицензирования был более правильный, более честный, необходимо было на этом и остановиться.

- Вы являетесь владельцем управляющей компании «Умный дом», которая произвела фурор в узком кругу специалистов ЖКХ. В чем принципиальное отличие вашей «управляшки» от десятков других в Бурятии?

- На самом деле я не являюсь владельцем компании «Умный дом». Мы предложили собственникам и руководству этой управляющей компании попробовать претворить в реальную жизнь те наработки, которые мы на сегодняшний день имеем.

Принципиальное отличие в том, что с помощью этой компании добились двух самых главных условий работы управляющей компании. Во-первых, это низкие тарифы. И второе – это стопроцентное качество обслуживания, к которому мы приближаемся. На сегодняшний день тариф этой управляющей компании для стандартного пятиэтажного дома составляет 14,05 рубля за один квадратный метр.

В этой компании мы сегодня разделяем функции управления и функции обслуживания. Этот шаг приводит к снижению издержек, потому что управлением занимаются непосредственно люди, обученные управлять.

Кроме того, мы жителям и собственникам домов предлагаем разделить тариф на две части – постоянную и переменную. Постоянная – это непосредственно само содержание и эксплуатация домов, которая включает в себя минимальный объем обязательных услуг.

Переменная часть – это текущие ремонты, которые зависят от технического состояния дома и желания собственников. И переменная часть, в зависимости от объемов работ, может корректироваться каждый квартал или даже каждый месяц.
Кроме этого, на сегодняшний день нами разработана информационная система управления многоквартирным домом, в которой вся информация о деятельности компании размещается на сайте для каждого дома.

Последний момент, который необходим любой управляющей компании, – за счет оптимизации тарифа привлекать в небольших объемах инвестиции, чтобы обставить каждую квартиру и в целом весь дом системами учета всех видов энергоресурсов.
Здесь мы предлагаем сделать систему энергосервисных контрактов, о необходимости которых долгое время говорится в нашей стране. Деньги должна привлекать управляющая компания за счет экономии энергоресурсов, не поднимая тариф, но и не снижая его. Можно заморозить тариф на период окупаемости.

- Можно ли применительно к энергетике Бурятии говорить, что она находится в кризисе? Какие пути выхода из создавшегося положения Вы видите, и какую роль в этом играют тарифообразование и энергоэффективность?

- На сегодняшний день мы с бумагами и цифрами в руках можем спокойно доказать, что энергетика Бурятии находится в состоянии достаточно глубокого кризиса.

Существует так называемый федеральный стандарт, за пределы которого сумма коммунальных платежей не должна выходить. Мы даже без учета 7,7 рубля на капитальный ремонт уже давным-давно не только перешагнули федеральный стандарт, но уже подобрались к порогу платежеспособности среднего слоя. Это и есть доказательство кризиса в энергетике.

Пути выхода из кризиса давно известны – они прописаны в учебниках. Их всего два. Первый способ – применение инновационных технологий в энергетике. Хотя бы на основании тех же энергосервисных контрактов. Для этого необходимы воля государства и воля отдельно взятого региона.

Второй путь выхода из кризиса – это упорядочение работы с тарифами. На сегодняшний день по тарифной политике любого региона можно сказать, что тарифы развернуты в сторону монополистов.

При одном и том же количестве электрических сетей «Бурятэнерго» с 2009 года необоснованно переполучает два миллиарда рублей в год. На эти деньги можно привести в порядок четверть электросетей. То есть за четыре года можно было бы отремонтировать все сети Бурятии.

Соль тарифной политики заключается в том, что мы считаем тарифы по категории «экономически обоснованный тариф». Принцип его формирования – затраты плюс прибыль. Если даже регулятор и орган исполнительной власти декларирует, что прибыль не закладывается, то в затраты можно затолкать все что угодно. И оспорить это невозможно.

Принцип формирования тарифа, мы убеждены, должен исходить не от экономически обоснованного тарифа, а от платежеспособного спроса потребителей – какое количество денег сегодня можно реально собрать с населения.

- То есть доводы крупных монополистов, что исходя из платежеспособного спроса нельзя обеспечить нормальную энергетику региона, у нас не действуют?

- Это чистейшей воды лукавство с их стороны, потому что им так удобнее, они так получают возможность бесконтрольно со стороны потребителя раздувать свои затраты. И никто из региональной власти или общественности не имеет полномочий проверить обоснованность этих затрат. Даже в энергетике существует небольшое количество людей, которые досконально разбираются в формировании тарифа.

- Учитывая, что на рынке энергетики достаточно высокая конкуренция, а игроки порой достаточно агрессивны друг к другу, что легко можно отследить по арбитражной хронике, как Вы можете прокомментировать силовое давление на компанию и на Вас лично, в том числе в части недавних уголовных дел?

- Те концепции, которые мы только что обсудили, достаточно революционные для нашего региона. И они болезненны в первую очередь для монопольных структур и для лиц во власти, которые аффилированы к этим монополистам.
Естественно, деятельность нашей компании не вызывает никакого восторга, потому что она подрывает все устои энергетики, ЖКХ, и противодействие абсолютно ожидаемо.

Что касается уголовных дел, возбужденных на нашу компанию и лично меня, я полагаю, что это надуманное мероприятие, потому что все, что озвучивалось, ушло в Арбитражный суд. А это уже финансово-хозяйственные отношения субъектов. В данном случае – компании «Энком» и Федеральной налоговой службы.

Сейчас одна и та же фабула рассматривается и в Арбитражном суде, и в силовых структурах. В любом случае только по окончании судебного процесса можно будет делать вывод, кто прав. И только после этого можно будет возвращаться к уголовному кодексу.
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

Промышленный парк Бурятии приглашает предпринимателей к сотрудничеству
Бизнес, 26.05.2017
26 мая в промпарке состоялся круглый стол, посвящённый Дню российского предпринимательства «Развитие промышленных парков и организация кластеров в Бурятии»
В Улан-Удэ компания «Гранит» срывает сроки ремонта дорог
Бизнес, 26.05.2017
Если подрядчик «провалит» 8-миллионный контракт, ремонт отложат на неопределённый срок
Бизнес, 25.05.2017
Речь идёт о местах в строительной отрасли
Бизнес, 25.05.2017
Ростуризм выбирает лучший проект по въездному и внутреннему туризму
Бизнес, 24.05.2017
Мастер-класс для предприятий провели на базе АО «Молоко Бурятии»
Бизнес, 24.05.2017
Участник закупки недопустимо указал две страны происхождения одного товара
Бизнес, 24.05.2017
ООО «Зампроект» доказал вину заказчика
Бизнес, 23.05.2017
Техническое состояние путей соответствовало требований безопасности движения
В Улан-Удэ компания «Байкал-Тех» не заплатила почти 1,5 миллиона зарплаты
Бизнес, 23.05.2017
По факту невыплаты заработной платы возбуждено уголовное дело
В Бурятии сокращается малый бизнес
Бизнес, 22.05.2017
Чаще всего предприниматели жалуются на частые проверки контрольных органов
Бизнес, 19.05.2017
Бизнесмены обращаются в УФНС
Генеральный директор ПАО «ТГК-14» Виктор Мясник встретился с Алексеем Цыденовым
Бизнес, 18.05.2017
Состоялась рабочая встреча генерального директора «ТГК-14» Виктора Мясник и исполняющего обязанности Главы Бурятии Алексея Цыденова
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
25.05.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
22.05.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
18.05.2017
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
11.05.2017
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
13.04.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
04.04.2017
^