Глава Иркутской области Сергей Левченко рассказал в интервью ТАСС о том, как за четыре месяца можно «залатать дырку» в бюджете в 5 мрлд рублей и сократить в два раза долг региональной казны, почему у главы региона есть вопросы к инвесторам одной из первых в России территорий опережающего развития «Усолье-Сибирское», какие надежды возлагает Приангарье на строительство газопровода «Сила Сибири» и о том, когда будет в Иркутске новый аэропорт
— Два года назад, в октябре 2015 года, после победы на выборах вы заняли пост губернатора Иркутской области. Какие перемены произошли в регионе за эти два года? Чего удалось добиться?
— В конце 2015 года было много серьезных проблем. Надо было оперативно решать, что делать с дыркой в бюджете на сумму 5 млрд рублей — тогда ее удалось закрыть за счет федеральных источников, одновременно разрабатывали антикризисный план и Стратегию социально-экономического развития на долгосрочный период. Антикризисный план мы запустили уже на следующий год в январе, он был рассчитан на год, выполнили его за четыре месяца и перешли на устойчивое финансирование, закончив 2016 год с профицитом регионального бюджета.
Экономика региона также показала положительные результаты: рост ВРП по итогам 2016 года оценивается на уровне 105,7%, объемы промышленного производства увеличились на 4,2% в сопоставимых ценах, инвестиции в основной капитал — на 17%. А в первом полугодии 2017 года рост промышленного производства составил 109,4% при общероссийском темпе роста промышленности 2–2,5%.
Как это достигается? Рычагов много, но прежде всего государство само должно вкладывать средства в экономику. Мы в два раза увеличили объемы строительства в этом году — социальных объектов, дорог, инфраструктуры. У нас самая дешевая электроэнергия в России — это тоже наше преимущество наряду с экономическими зонами, со льготными условиями, промышленными кластерами.
— Но долг в бюджете региона все равно остается. Планируется ли его снижать или реструктуризировать?
— По сравнению с другими регионами он не такой уж большой — 13% от собственных доходов. К 13% мы пришли за два года, в 2015 году долг был в два раза больше. Мы увеличили собственную доходную базу. В этом году мы установим рекорд: собственная доходная база будет свыше 100 млрд рублей. Кроме того, произошло снижение затрат на обслуживание госдолга.
— Для региона одной из масштабных проблем является газификация, при наличии собственных газовых месторождений уровень газификации достаточно низкий. Как решается этот вопрос?
— Конечно, запасы газа в регионе очень большие — крупное Ковыктинское месторождение и еще около 60 малых. И было бы странно просто гнать его в трубу и не использовать.
Есть распоряжение правительства РФ от августа 2015 года, которое закрепляет планы по строительству ответвления от газопровода «Сила Сибири» на юг региона. Мы надеемся, что участок от Ковыктинского месторождения будет строиться в первоочередном плане. Мы будем обсуждать это в ближайшее время на совместной рабочей группе с «Газпромом».
Мы рассчитываем, что в ближайшее время мы начнем газифицировать за счет Ковыкты первые населенные пункты (в Жигаловском районе — прим. ТАСС). Кроме Саянска газопровод будет проложен и до Усолья, Ангарска и Иркутска. Там расположены крупные промышленные предприятия, поэтому уже сейчас у нас есть готовые предложения по объемам потребления. Мы ведем переговоры с «Базэлом». Они заканчивают сейчас технико-экономическое обоснование перевода Ново-Зиминской ТЭЦ на газ.
— Аэропорт Иркутск — последний из крупных аэропортов, находящихся на данный момент в государственной собственности. Интерес к нему велик, СМИ внимательно следят за решением региона о привлечении инвесторов к развитию авиаузла. На какой стадии сейчас этот проект?
— Стоимость строительства нового аэропорта (действующий находится в черте города и ограничен в развитии — прим. ТАСС) составляет порядка $2 млрд. Действует распоряжение правительства РФ о выделении порядка 22 млрд рублей на строительство новой взлетно-посадочной полосы. У нас есть дорожная карта для подготовки конкурсной документации, есть потенциальные инвесторы.
Считаю, что, во-первых, монополистов среди инвесторов быть не должно, а во-вторых, обязательно должна быть сохранена доля государства. В ближайшие месяцы постараемся выйти на конкурс (по выбору инвесторов — прим. ТАСС). Опыт проведения такого рода конкурсов в России, скажем прямо, негативный. Поэтому с региональным управлением антимонопольной службы мы договорились, что сначала проведем экспертизу конкурсной документации для того, чтобы предусмотреть подводные камни.
На строительство новой воздушной гавани уйдет не менее шести-семи лет. Но в действующем аэропорту быстрыми темпами увеличивается пассажиро- и грузопоток, поэтому мы будем его модернизировать. Думаю, что в 2019 году сможем ввести в эксплуатацию новый терминал. На данный момент занимаемся для этого решением спорных земельных вопросов.
— Росрыболовством недавно было принято решение временно запретить вылов омуля. В момент обсуждения говорилось о том, что запрет достаточно серьезно отразится на примерно 15 тысячах жителей побережья Байкала, чей доход так или иначе связан с производством или продажей рыбы. Насколько это решение оправданно?
— Решение тяжелое, но, на мой взгляд, на какое-то время необходимое. Правда, одного его недостаточно. Необходим более жесткий контроль браконьерского вылова, особенно в период нереста. Но это в большей степени касается Бурятии, потому что омуль приходит на нерест в реки на восточной стороне Байкала.
Мы сейчас сконцентрировались на рыборазведении. Приняли решение заняться зарыблением Братского моря (водохранилище Братской ТЭС на Ангаре — прим. ТАСС), где гораздо теплее температура воды и рост особи происходит в два раза быстрее. Есть также планы по зарыблению других водоемов Иркутской области. Меры поддержки местного населения в данном случае типовые — переобучение и помощь в трудоустройстве. Поддерживаем и создание малого бизнеса местным населением.
— В сентябре этого года в Иркутске прошел первый Байкальский экологический водный форум. Одной из его задач назывался выбор наилучшей технологии для очистных сооружений на Байкале. Есть ли понимание, что дальше с этой технологией нужно будет делать?
— Я специально пригласил на этот форум представителей различных международных организаций, включая ЮНЕСКО. Мы выехали на Байкал, зачерпнули, попили воду. Все убедились в качестве этой воды. Байкал остается самым чистым озером в мире, и мы его должны таким и сохранить.
По итогам форума мы отобрали лучшие технологии. На Байкале 113 населенных пунктов: где-то живут 15 человек, а где-то и несколько тысяч. Для них нужны разные технологии и разного типа оборудование. Для начала мы займемся проектированием десяти очистных сооружений, на это запланированы средства областного бюджета при софинансировании за счет ФЦП по охране озера Байкал.
Сергей Левченко: Воду из чистого Байкала пили представители ЮНЕСКО
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Власть, 08.03.2024
Алексей Цыденов: «Вы по-настоящему наполняете нашу жизнь смыслом, любовью и радостью»
Власть, 07.03.2024
Продолжается набор на третий поток программы подготовки кадров для госслужбы и институтов развития Дальнего Востока «Муравьёв-Амурский 2030»