24 апреля

23 апреля

Телескоп в Бурятии зафиксировал астероид, потерянный 16 лет назад

16 сентября телескоп сети «МАСТЕР», установленный в Тункинской долине, зарегистрировал в созвездии Пегаса новый объект

Как сообщил директор астрономической обсерватории Сергей Язев, первые данные говорили о том, что это астероид, причем, возможно, угрожающий Земле. Для уточнения орбиты требовались дальнейшие наблюдения в течение следующих ночей. Подтвердил открытие участник проекта МАСТЕР Денис Денисенко. Команда подготовила телеграмму, оповещая мир об открытии.

- За две ночи, с 16 по 18 сентября, угловая скорость перемещения астероида на фоне неба упала в полтора раза, а его блеск заметно уменьшился. Открытие подтвердили румынские астрономы в Клуж-Напоке и чешские наблюдатели в Рокычанах. Анализ траектории движения астероида показал, что это не открытие, а переоткрытие! Выяснилось, что этот объект был обнаружен автоматической системой LINEAR еще в 1998 году. Тогда астероид получил название 1998 SU4. Его удалось наблюдать на протяжении четырех суток, после чего он был потерян. Ни одна обсерватория мира не видела этот астероид на протяжении 16 лет, - рассказал Денис Денисенко.

Исследователи отмечают, что за прошедшие годы его орбита существенно изменилась, и он оказался в противоположной стороне неба по сравнению с расчетами, где бы ему следовало находиться в соответствии с наблюдениями 1998 года.

Орбита переоткрытого астероида довольно интересна. Расстояния в Солнечной системе принято измерять в так называемых астрономических единицах (а.е.). 1 а.е. примерно равна среднему расстоянию от Солнца до Земли, т.е. почти ста пятидесяти миллионам километров. Так вот, среднее расстояние от переоткрытого астероида до Солнца составляет 1.148 а.е., т.е. несколько больше, чем у Земли. Он летает по вытянутой орбите, в самой дальней от Солнца точке пересекая орбиту Марса, а в самой ближней к Солнцу точке подходит к светилу в полтора раза ближе, чем Венера. Один оборот вокруг Солнца астероид делает за 449 суток, а плоскость его орбиты наклонена на 23 градуса к плоскости орбиты Земли. Размеры астроида оценить трудно, но, согласно существующей методике, связывающей яркость объекта с расстоянием до него, получается, что его габариты лежат в пределах от 170 до 380 метров - это довольно приличная глыба.

Специальные алгоритмы позволяют практически сразу определить, опасен ли для Земли переоткрытый объект. Минимальное расстояние, на котором 1998 SU4 в принципе может пройти от Земли, составляет 3.1 миллиона километров, что в 8 раз дальше Луны. И хотя, согласно принятым правилам, астероид должен быть отнесен к разряду опасных, реально нашей планете он не угрожает.

За неделю до открытия, 8/9 сентября, астероид сближался с Землей, но обнаружить его астрономы всего мира не смогли, поскольку он двигался по дневному небу, причем очень быстро. Когда он вышел на ночное небо, 10 – 13 сентября его обнаружению мешала яркая Луна.

Напомним, Тункинский телескоп сети МАСТЕР обнаруживает за последний год уже третий астероид. В сентябре 2013 года был открыт потенциально опасный объект 2013 SW24, а затем 2013 UG1.

Художники Иркутска украсят детские больницы в Кировске рисунками Байкала