26 апреля

25 апреля

Популярное

Беспилотник и космические снимки применяли исследователи аршанского селя

Беспилотник и космические снимки применяли исследователи аршанского селя
Общество, 
Оригинальные карты селевой поражённости составили учёные Иркутского государственного технического университета по итогам обследований с применением беспилотного летательного аппарата и новых космических снимков, полученных сразу после схода мощного селя в Аршане 28 июля

Как сообщает пресс-служба ИрГТУ, при составлении оперативных карт специалисты провели сравнительный анализ космических снимков с одного из известных спутников Landsat, полученных 12 июля и 28 июля в одно и то же солнечно-синхронное время – 13:01.

Одновременно сотрудники кафедры маркшейдерского дела и геодезии выполнили цифровую съемку с помощью беспилотника.

В составе творческой группы ученых, работающих в районе Тункинских гольцов (в том числе и в Аршане), кроме профессора Пластинина – известного сибирского картографа, результативно работает его ученик, доцент кафедры маркшейдерского дела и геодезии Владимир Ступин. Он имеет многолетний картографический опыт, подготовил к защите докторскую диссертацию, имеющую прямое отношение к научной проблеме, связанной с морфологией и происхождением селевых бассейнов. Другой молодой исследователь доцент ИрГТУ Борис Олзоев отлично ориентируется в поиске и подборе космических снимков, владеет технологией их автоматизированной обработки.

Для съемки с использованием беспилотника использовались зоны запуска с двух высот – 800 м и 1800 метров. Трудно и рискованно проводились работы на высоте 1 800 метров, однако сотрудники успешно справились с задачей и получили кондиционный аэросъемочный материал. Это позволило составить оперативные карты в 3D– формате и подготовить оптимальную модель труднодоступного района Тункинских гольцов.

По полученным материалам ученые установили, что 28 июля с крутых склонов участка Тункинских гольцов сошло шесть селей восточнее посёлка Аршан, еще два селевых потока обнаружены западнее реки Кынгарга.

- Мощный сель, разрушивший восточную часть Аршана, объединил в себе крупноглыбовый материал из так называемой долины Второй Шанхалайки, а также сильные потоки воды, песка и ила из трех каров (кар - чашеобразное углубление в верхней части гор, образующееся под воздействием ледников, снежников и морозного выветривания) между Кынгаргой и Второй Шанхалайкой. Опасным оказался самый западный селевой поток из Первой Шанхалайки, который мог повредить строения всего старого Аршана, но не дошел до него всего 200 метров, - говорят учёные.

Исследователи установили высокую селеопасность южных склонов Тункинских гольцов, о которой ранее предупреждал учёный Анатолий Лехатинов. С учетом его работ и используя новые картографо-космические материалы, составлены оперативные карты опасных селевых потоков с градацией: «опасные через 3-5-7 лет, опасные через 30-40 лет и через 100-150 лет и более», - уточнил профессор Пластинин.

С учетом полученных оригинальных картографо-космических материалов, сотрудники ИрГТУ подготовили обоснованные научно-практические предложения в аравительство и Народный Хурал Бурятии.

 - Наши предложения касаются другого не менее селеопасного участка – крутых склонов горного хребта Хамар-Дабан по южному побережью Байкала, где проложены железнодорожные и автотранспортные магистрали и высоковольтная ЛЭП, имеется большое количество мостов и трубопроводов через селеопасные реки. Кроме того, мы выступили соисполнителями работ по заказу правительства Иркутской области. Головной организацией выступает Институт земной коры СО РАН. Используя опыт Аршанского селя, наши специалисты составят оперативные электронные карты селеопасности южного Прибайкалья (от Слюдянки до Байкальска) и примут участие в инвентаризационной оценке крупных населенных пунктов на этом участке. Специалисты ИрГТУ настоятельно рекомендуют управлению Восточно-Сибирской железной дороги срочно подключиться к работе по оценке селеопасности на этом участке, а также в районе Кругобайкальской железной дороги от порта Байкал до поселка Култук. Именно эти территории относятся к крайне опасным для железной дороги и ее коммуникаций, - подчеркнул учёный Леонид Пластинин.



Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В конце апреля в Бурятии местами выпадет снег
Общество, 26.04.2024
Сегодня в республике прохладно 
В Чите на 9 мая трижды будут палить из пушки
Общество, 25.04.2024
Выстрел гаубицы прозвучит одновременно с гимном Российской Федерации
В Бурятии стартовал чемпионат по армейскому тактико-стрелковому многоборью
Общество, 25.04.2024
Соревнования посвящены памяти Героя России Виталия Сукуева
В Улан-Удэ осуждённым рассказали о ВИЧ
Общество, 25.04.2024
С лекцией выступил психолог наркодиспансера 
Суд в Бурятии оштрафовал и выдворил иностранца
Общество, 25.04.2024
Молодой человек нарушил срок пребывания в стране 
В Бурятии поймали водителей, перевозящих детей без автокресел
Общество, 25.04.2024
На автомобилистов составили административные протоколы
Улан-удэнцев призывают не жечь траву на кладбищах
Общество, 25.04.2024
О возгорании следует сообщить в пожарную охрану
В Улан-Удэ подвели итоги конкурса «Эрхим хүмүүжүүлэгшэ-2024»
Общество, 25.04.2024
В конкурсе участвовали восемь педагогов бурятского языка
Жителей Бурятии припугнули бешенством
Общество, 25.04.2024
Специалисты объяснили, как не умереть от опасного заболевания
Несколько улиц в Улан-Удэ останутся без света
Общество, 25.04.2024
Запланированы ремонтные работы 
В Бурятии сельчане боятся отпускать детей в школу из-за лихих автомобилистов
Общество, 25.04.2024
Ребятишки там в любой момент рискуют угодить под колёса
^