13 Декабря

12 Декабря

Популярное

Фрацузская La Croix рассказала о «двоюродных братьях монголов - бурятах»

Общество,  04.09.2016 09:30
Издание La Croix из Франции посвятило статью путешествию своего корреспондента в Бурятию под анонсом: «Двоюродные братья монголов буряты поглядывают в сторону Азии, но не отказываются от российского гражданства»

Приводим текст полностью:

«Лучи восточного солнца заливают священную гору. Ветер развевает полотна, вознося ввысь буддистские изречения. Ритуал начинается. Около сотни деревенских жителей с азиатскими чертами лица в благоговейной тишине вслушиваются в молитвы монахов в шафрановых одеждах. Вокруг белой, как мел, ступы выставлены ожидающие благословения сладости, выпечка и водка. Пищу разделят вечером с родственниками и друзьями. Часть оставят здесь как приношение богами и диким животным.

Церемония завершилась, и запахло водкой. Взяв бутылку в руки, верующие орошают степи Бурятии (эта обширная республика Российской Федерации расположена у границ Монголии) в качестве дара богам по старой традиции, происхождение которой сегодня давно забыто. Обряд совершен. Священную гору окутывает тишина. Некоторые продолжают праздник в селе Ацагат. Хижины, храм и мишени для стрельбы из лука — это настоящий этнографический парк для бурят, которые хотят приобщиться к фольклору.

Одетые в шелка женщины рассказывают легенды о волках потомкам кочевых народов, которые обосновались в этом уголке Сибири в VI веке. Людмила Миетева — старшая в группе. Она приехала сюда из Иркутска, столицы соседней республики. Вышедшая на пенсию библиотекарь сшила свой костюм по старым книгам. «За советский период почти все было забыто», — говорит она.

Время кочевников прошло

В 1930-х годах регион, которому удалось сохранить традиции в царские времена, столкнулся с ужасами сталинского террора. Интеллигенцию расстреливали, монахов депортировали, храмы рушили, кочевников заставляли вести оседлый образ жизни, а бурятский язык, буддизм и шаманизм оказались под запретом. Освободившись от ярма коммунизма, буряты ходят в храмы, проводят церемонии, вспоминают язык и ездят без виз к соседям-монголам, которые живут по ту сторону южной границы.

Они формируют новое самосознание, которое отличается как от российского, так и того, что было у их предков. Писатель Алексей Гатапов считает этот процесс слегка неестественным: «Мир, который я знал в детстве, мир охоты, духов и природы, погиб в конце 1960-х годов. Я пытаюсь передать обычаи детям. Например, учу их, что перед тем, как зайти в лес, нужно вылить на землю немного воды. Они слушают, повторяют, но не понимают, зачем это нужно». Времена кочевников прошли.

Взаимопонимание буддизма и православия

В степных поселениях на смену юртам пришли деревянные дома. В Нарын-Шибире скотоводы Тамара и Гальсан проводят нас в обставленную в западном стиле гостиную с большим телевизором и компьютером. С помощью интернета они общаются с сыном, который учится на юридическом факультете в столице республики Улан-Удэ. В 4 000 километров от Москвы они внимательно следят за европейскими новостями. «Французским фермерам действительно сложно из-за российских санкций?» — спрашивает Гальсан, крестьянин с резкими чертами лица.

В углу дома они обустроили буддистский алтарь с фотографией Далай-Ламы. Родители Тамары были (не особенно верующими) православными, отсюда и ее русское имя. «В детстве все, что имело хотя бы отдаленное отношение к буддистской культуре, находилось под запретом, — вспоминает она. — В буддизм я обратилась уже после распада СССР». Сейчас она отмечает полнолуния в тибетском календаре и обращается к ламам, когда нужно принять важное решение.

У дверей Азии буддизму и православию свойственно взаимопонимание. Нередко бывает, что бурят может посетить за один день ламу, шамана и священника. «Повсюду строятся храмы, но большинство людей не в состоянии назвать три главных принципа Будды, — улыбается министр культуры Тимур Цыбиков, социолог по образованию. — Сегодня приобщение к религии Далай-Ламы — это прежде всего способ заявить о своем национальном самосознании». Дело в том, что, по словам министра, бурятов в их собственной республике сейчас меньше, чем русских.

Врата Азии

Однако Улад-Удэ заставляет усомниться в точности официальной статистики. Европейские лица встречаются нечасто. У иностранца, который приземляется в этом городе с четырехсоттысячным населением после шестичасового перелета через пять часовых поясов, сразу же возникает вопрос, не занесло ли его по ошибке в Монголию. Японские праворульные машины главенствуют на дорогах, вдоль которых выстроились современные дома с неуловимо азиатскими очертаниями. Повсюду, от кафе до театров, местный язык соперничает с русским.

Бурятский академический театр не испытывает нехватки в артистах и аудитории. Актер Баста Цыденов — его главное лицо на афишах. Сын колхозника, дворник в Москве, массажист, режиссер постановщик — вся его жизнь представляет собой метания между русской и бурятской цивилизациями, Достоевским и степной поэзией, рационализмом и миром духов. «Я — гражданин Сибири, а монголы — мои братья», — говорит мягким голосом лауреат престижной монгольской премии.

Улан-Удэ заслуживает статуса врат Азии. По обеим сторонам границы люди и товары беспрепятственно идут по бывшему чайному пути, чтобы пообщаться с родственниками или сделать покупки в зависимости от курса рубля. Страна Чингисхана сейчас в моде среди бурятов. «У нас имя завоевателя украшает витрины ресторанов, которые подают монгольские блюда и показывают фильмы с конными лучниками, степными пейзажами и кочевыми песнопениями».

«Не русские и не монголы»

«Где типично русские рестораны?» — спрашивает эколог Андрей Бородин. Он родился в семье бурятки и казака. Его семья тоже смешанная. Сам он ощущает себя советским гражданином. Мода в одежде, СМИ, рекламные афиши, фестивали — весь этот подъем «монгольской культуры», по его словам, контрастирует с отсутствием интереса к славянским традициям.

Однако Бурятия — не Чечня, и у русских пока что нет никаких причин для отъезда. «Отношение двух общин беспроблемные», — отмечает журналист Аркадий Зарубин. У восточных рубежей России на смешанные пары приходится треть всех семей. И даже самые большие бурятские патриоты, по возможности, отправляют детей учиться в Москву или Санкт-Петербург. Политика и сепаратистские идеи тут мало кому интересны.

В школе детей учат, что Бурятия добровольно вступила в состав Российской Империи в XVII веке. И всем лучше придерживаться официальной версии. «Один коллега недавно опубликовал критическое исследование об этом периоде, и его уволили», — рассказывает специалист по восточной истории Николай Цыремпилов. Запланировавший переезд в Казахстан ученый рассказывает о страданиях своего народа: «Принудительный коллективизм вчера, стереотипы и расизм по отношению к азиатам сегодня — все это оставило след в нашем сознании. Теперь мы не русские и не монголы. Мы — мост между двух культур».

По конституции Россия — светское государство, которое гарантирует равенство всех религий перед законом. На практике же православная церковь занимает доминирующее положение и поддерживает тесные связи с режимом Владимира Путина. Кроме того, по закону 2007 года четыре религии (буддизм, иудаизм, ислам и православие) были признаны «традиционными».

В стране не существует точной статистики по числу последователей той или иной веры. В зависимости от опросов, от 55% до 73% называют себя православными, от 6% до 18% — мусульманами, от 1% до 2% — буддистами, иудеями, католиками и протестантами. В Сибири шаманские ритуалы и традиции занимают особое, пусть и относительно небольшое место», сообщает ИНОСМИ.
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

«Лента.Ру» о проблеме регулирования уровня Байкала: «Не надо всё упрощать»
Общество, 13.12.2017
В последние дни вновь обострилась дискуссия о том, как регулировать уровень озера Байкал. Продолжающееся третий год аномальное маловодье сделало невозможным физическое удержание уровня озера в установленном с 2001 года законом диапазоне 456-457 метров (в Тихоокеанской системе высот)
В Бурятии низкий уровень заболеваемости ОРВИ
Общество, 13.12.2017
Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости ОРВИ в республике стабильна
В Бурятии объявлен конкурс на лучшую альтернативную ёлку
Общество, 13.12.2017
Ежегодный конкурс поделок «Альтернативная ёлка» стартовал в Бурятии
На балу Морихиро Ивата станцевали бурятские бизнесмены и чиновники (фоторепортаж)
Общество, 13.12.2017
В вечерних нарядах они исполнили вальс и полонез. «Байкал-Daily» представляет фоторепортаж Сергея Тарасенко
Общество, 13.12.2017
Футбольное поле на стадионе «Локомотив» в Иркутске прошло сертификацию
В Улан-Удэ провели акции ко Дню Конституции
Общество, 13.12.2017
Активисты Общероссийского народного фронта в Бурятии организовали акции ко Дню Конституции, который отмечается 12 декабря
В пятницу в Улан-Удэ пройдут тотальные проверки водителей
Общество, 13.12.2017
Сотрудники ДПС будут выявлять нарушителей
Общество, 13.12.2017
В Северобайкальске сотрудники Госавтоинспекции посетили учащихся курсов подготовки водителей транспортных средств
Общество, 13.12.2017
Победители получили призы и дипломы
Общество, 13.12.2017
Они переехали в Иркутск, в Ангарск, Усть-Илимск, Братск и другие населённые пункты
Чемпионат по армейскому рукопашному бою прошёл в Улан-Удэ
Общество, 13.12.2017
В Улан-Удэ, в универсальном спортивном комплексе филиала ЦСКА состоялся открытый чемпионат по армейскому рукопашному бою
Общество, 13.12.2017
Аналитики Яндекс.Денег выяснили, как жители Сибирского федерального округа платят налоги через интернет
Общество, 13.12.2017
Сотрудник ОМОН старший лейтенант полиции Вячеслав Бурлаков одержал победу на чемпионате Бурятии по лыжным гонкам
Общество, 13.12.2017
Турнир по художественной гимнастике соберёт 270 спортсменок
Бурятия стала 22-й среди регионов России по ГТО
Общество, 13.12.2017
В Бурятии активно реализуется всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО
Загрузка...
^