21 Июля

20 Июля

Первый в России телескоп для обнаружения опасных астероидов заработал в Бурятии

Общество,  16.06.2016 11:13 Фото:pixabay.com
Первый в стране широкоугольный телескоп способен разглядеть космическую глыбу размером с Тунгусский метеорит за месяц до её столкновения с Землёй

В саянской обсерватории Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН в Тункинском районе Бурятии начата опытная эксплуатация первого в России широкоугольного телескопа, предназначенного для скоростного обзора неба с целью решения проблем астероидно-кометной опасности. Телескоп АЗТ-33 ВМ с полем зрения 2,8 градуса построен петербургским АО «ЛОМО» при содействии Сибирского отделения РАН и предприятий Роскосмоса.

- Это первый инструмент такого уровня в России, телескоп мирового класса, очень мощный, способен обнаруживать далекие объекты, угрожающие Земле, - рассказал научный руководитель Института астрономии РАН, председатель экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу Борис Шустов. - За 30 секунд такой телескоп может получить на приёмник излучения информацию об астероиде размером 50 м на расстоянии в одну астрономическую единицу - 150 млн км. Это означает, что на таком расстоянии можно обнаружить тело, по параметрам сопоставимое с Тунгусским метеоритом. Самое короткое время подлета таких тел к Земле с такого расстояния - месяц, это при самом плохом сценарии. Но обычно это годы. То есть появляется возможность обнаруживать потенциально опасные тела задолго до их приближения к Земле.

Вопросы астероидно-кометной опасности обсуждаются регулярно уже много лет, в том числе на уровне ООН и других международных организаций. Но адекватные средства для обнаружения опасных тел создаются только сейчас, а способы воздействия на астероиды и кометы пока развиваются в теоретической плоскости. Первый реальный эксперимент по воздействию на астероид намечено провести в начале 2020-х годов - к астероиду Дидим и его спутнику Дидимун направят космический аппарат-таран, который попробует изменить орбиту Дидимуна, что в теории позволит изменить орбиту самого Дидима - астероида диаметром 780 м.

Этот совместный эксперимента NASA и Европейского космического агентства позволит оценить эффективность «таранного метода» не раньше 2023 года, с учётом того что сам таран намечен на 2022 год и еще потребуется время на оценку изменения орбиты Дидима. А пока средства воздействия на космические тела не созданы и не испытаны, мы от космических угроз никак не застрахованы. Но чтобы иметь возможность подготовиться к чему-то вроде падения Тунгусского метеорита, нужно как можно раньше эту угрозу идентифицировать. Самый амбициозный и высокобюджетный проект наблюдения за космическими телами реализуется сейчас на Гавайях, где строят систему из четырех широкоугольных телескопов Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System). Бюджет проекта - $100 млн. Пока введён в строй первый телескоп - PS1, второй начнёт работать осенью этого года, сообщают «Известия».

Общество, 20.07.2017