19 марта

18 марта

Популярное

«Российская газета»: Байкал утопят в плотинах

«Российская газета»: Байкал утопят в плотинах
Общество, 
Монголия хочет построить три крупных гидроузла на Селенге, чтобы решить свои водно-энергетические проблемы

В конце мая 2016-го в Монголии был подписан протокол по итогам встречи, на которой обсуждались жизненно важные для озера Байкал вопросы. Российскую делегацию возглавлял заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов. Вчера подробная статья на эту тему вышла в «Российской газете».

Как ранее сообщал «Байкал-Daily», власти Монголии уже несколько лет планируют строительство на основном притоке Байкала - Селенге трёх гидроэлектростанций. Поскольку больше половины водосборного бассейна Байкала находится на территории Монголии, бетонная плотина Шуренской ГЭС отрежет от Байкала 4,8 миллиарда кубометров селенгинского стока.
Данный вопрос разрешался на международной встрече всех заинтересованных сторон, в том числе, российской делегации, в Монголии. 

К этой встрече монгольская сторона подготовила пакет документов. В них мотивированная позиция по проблеме, которая ныне волнует не только наши страны. Пятая часть мировых ресурсов высококачественной питьевой воды поставлена на карту.

Монгольская сторона на встрече не преминула напомнить о ряде фактов. Это плотина Иркутской ГЭС, Братская и Усть-Илимская ГЭС, которые в своё время подняли уровень озера почти на полтора метра. Уровень озера был зафиксирован постановлением правительства РФ в метровом диапазоне, за пределы которого озеро нельзя было сливать. Но, как известно, в 2015 году уровень воды в Байкале упал более чем на метр ниже «директивного» уровня, с высокого позволения того же правительства. 

Средний расход воды монгольской части Селенги через границу в Россию составляет 355 кубометров в секунду. Величина этого расхода колеблется часто. В последние 2 года расход уменьшился до 278 кубометров в секунду по климатическим причинам. «Однако через плотину Иркутской ГЭС сброс идет в постоянном режиме», - метко замечают монгольские специалисты. Это прямо приводит к понижению уровня Байкала. (Вам, мол, всё можно, а нам?..)

Если построить на верхнем течении Селенги Шуренскую и Эгийнскую гидроэлектростанции, другие плотины с водохранилищами, - делают выводы авторы проектов, - появится возможность регулирования многолетних стоков независимо от природных и погодных условий.

Впечатляет монгольскую сторону и статистика пожаров на особо охраняемой природной территории Байкала. В 2015 году в водосборном бассейне озера выгорели десятки тысяч гектаров леса, не смотря на личный охранный закон озера. Оппоненты заявляют: значит, что-то неправильно в системе защиты Байкала, в который уходит Селенга.

Поскольку напор каскаду Ангарских ГЭС даёт Байкал, а электростанции вырабатывают более 50 миллиардов кВтч энергии, что монгольская сторона резонно хочет получить свою долю. 

Монголия фактически уже запустила в работу проект Шуренской ГЭС. Высота её плотины - 65 метров, длина - 1230 метров, площадь водохранилища - 20 300 гектаров, объём - 4,3 миллиарда кубометров. Установленная мощность - 245 МВт, годовое производство электроэнергии - 962 ГВт-час, 73 километра линий электропередач по 220 кВ, и сумма инвестиций - 782,5 миллионов долларов США. В строительстве монголы рассчитывают на кредиты Всемирного банка.

В 1984 году российский институт ГИДРОПРОЕКТ рассчитал, что строительство Шуренской ГЭС на 250 МВт будет более приемлемым, чем вариант с каскадами ГЭС на Селенге. Директор Монгольского центра воды Ш. Ганзориг приобщил к этому пакету и свой «технико-экономический доклад» по грандиозному проекту обводнения южных районов республики с помощью регулирования стока реки Орхон, самого крупного притока Селенги на территории Монголии.

В пакете для обсуждения находится комплексный проект ГЭС «Эгийн-Гол» мощностью 315 МВт с годовой выработкой 606 ГВ/ч. Плотина ГЭС с рыбопропускным сооружением высотой 103 метра поднимется на 913 метров над уровнем моря. Её объем около 6 миллиардов кубометров, удаленность от Байкала - 580 километров.

При нормальной эксплуатации плотины, уверяют монгольские гидрологи, никакого гидрологического влияния на Байкал не будет. Наполнится водохранилище в течение 3 лет. Водоприток Селенги в устье уменьшится на 6 процентов (в «сухой период» - на 9 процентов), но останется выше среднегодового притока.

После создания двух водохранилищ на Селенге водность реки на участке российско-монгольской границы резко снизится, но это будет не столь критично для российского участка, так как 70 процентов водного бюджета Селенги формируется на российской территории.

Проблема в другом: на этом участке происходит слияние Селенги и Орхона, а в бассейне этой реки находятся основные промышленные объекты Монголии. По мнению авторов статьи, именно изменение качества воды, поставляемой Селенгой в Россию, станет основной проблемой после постройки ГЭС в Монголии.

Монголы не скрывали, что продолжат работы независимо от результата переговоров. «Любые риски для Байкала остаются гипотетическими», а с нехваткой электроэнергии и воды для населения страны никто мириться не станет. Представители Всемирного банка также не скрывали, что их интерес - коммерческий.

Стороны согласились о нижеследующем:

- Начать дополнительные исследования по влиянию Эгийнгольской ГЭС (та, которая на воде озера Хубсугул) на биоразнообразие Селенги и Байкала. Эти исследования будут проведены нейтральной компанией, независимой от обеих сторон, с участием монгольских и российских специалистов.
- Монгольская сторона предоставит отчет о гидрологическом влиянии Эгийнгольской ГЭС на реку Селенга и озеро Байкал, а также техническое обоснование проекта ГЭС.
- Провести открытые консультации по техническому заданию на разработку и оценке воздействия на окружающую среду и социальных последствий проектов «Строительство Шуренской ГЭС» и «Создание водохранилища с регулированием стока на реке Орхон» в Республике Бурятия и Иркутской области РФ с участием Всемирного банка.
И успеть с этой работой к предстоящей 40-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в июле этого года в турецком Стамбуле.
Стороны договорились не предпринимать никаких действий, которые могли бы оказать негативное воздействие на экосистему Байкала.
Академик Михаил Грачёв, который без малого тридцать лет был директором академического Лимнологического Байкальского института, первым заявил, что Байкалу нужен омбудсмен. В этом он пока нашёл только поддержку экологов.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

В Бурятии решили массово создавать места для выгула собак
Общество, 19.03.2024
Собачьи площадки будут предусматривать при благоустройстве территорий  
В Бурятии спасли забежавшую в посёлок косулю
Общество, 19.03.2024
Она находилась в состоянии шока
В Бурятии лошади жеребятся у всех на глазах
Общество, 19.03.2024
«Вокруг собаки бегают», - отмечают местные жители
В улан-удэнском роддоме появилось обогревающее одеяло
Общество, 19.03.2024
Оно поможет пациенткам после операций
Ученики улан-удэнской школы посеяли семена сосны
Общество, 19.03.2024
Экоуроки провели для младшеклассников
В Бурятии гранатомётчики учатся поражать цель одним выстрелом
Общество, 19.03.2024
Они учатся ведению огня как в светлое, так и тёмное время суток
Нацпарк в Бурятии ждёт волонтёров
Общество, 19.03.2024
Объявлен набор на первую волонтёрскую смену
Бурятский омбудсмен помогла бойцу СВО получить денежное довольствие
Общество, 19.03.2024
Также она оказала помощь с удостоверением ветерана боевых действий
В Бурятии росгвардейцы судили в спартакиаде допризывной молодёжи
Общество, 19.03.2024
В соревнованиях участвовали старшеклассники 
Офицера из Бурятии наградили за спасение раненых сослуживцев
Общество, 19.03.2024
Александр Шопхонов удостоен медали Жукова
^