17 февраля «Времена года» Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы впервые звучали в Бурятии
Впервые за более чем 25 лет в Улан-Удэ выступал камерный оркестр Государственной филармонии Монголии. На сцене Бурятской филармонии играл один из лучших российских музыкантов — скрипач венгерского происхождения Граф Муржа.
Концерт прошёл при полном аншлаге.
Выступление в один вечер двух солистов - петербуржца Владислава Песина и москвича Графа Муржи - подразумевало некое состязание. Во всяком случае, организаторы предлагали сравнить не только композиторов разных эпох, раскрывающих одну тему, но и скрипачей. Связующим звеном между российскими и монгольскими музыкантами стал дирижер Бурятской филармонии Владимир Ткаченко, специально ездивший на несколько дней в Улан-Батор, чтобы подготовить с оркестром новые для коллектива произведения.
Владислав Песин продемонстрировал своё прочтение известнейшего шедевра барокко. В его исполнении «Времена года» в одинаковой степени похожи на рок-н-ролл и на популярную городскую музыку XVIII века.
На вопрос, корректно ли применять столь внушительный арсенал авангардных приемов игры к музыке Вивальди, скрипач ответил:
— Абсолютно корректно. Мы идем от возможностей инструмента. И Вивальди, безусловно, отталкивался от этого. В его время играли на других струнах, другими смычками, звуковые краски были совершенно другими, к тому же произведения того периода чаще всего предполагают импровизацию. Во времена Вивальди, да и позже, были фантастические скрипачи-виртуозы. Имитация голосов птиц, которую вы слышали, — это лишь малая часть того, что делали в этой музыке виртуозы прошлого, имея другие возможности в плане инструментов. И теперь, если мы играем на современных инструментах, а не ушли в сторону аутентизма, необходимо привносить какое-то новое звучание. Раз уж я занимаюсь современной музыкой, не могу не использовать ее язык. Это можно сравнить с современной орфографией. Один исполнитель предпочитает строго следовать тексту, другой позволяет себе быть чуть более раскованным. Вивальди написал очень ассоциативный цикл. К каждому концерту цикла композитор предпослал сонет, где образы прописаны досконально, и в музыке можно все это услышать.
Солировавший в этом произведении Граф Муржа пошел по пути выстраивания театра одного актера. Оркестр в данном случае выступал не столько партнером, сколько декорацией, слишком явной оказалась разница в классе.
Зато исполненное солистами на бис переложение Пассакалии Генделя для скрипки и альта (где в качестве альтиста выступил Граф Муржа) стало прекрасной иллюстрацией общения двух высококлассных музыкантов, сообщает пресс-служба минкультуры Бурятии.
Концерт классической музыки в Улан-Удэ прошёл с аншлагом
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Общество, 19.04.2024
На начало этого года в республике зарегистрировано около 38,5 тысяч человек, имеющих диабет