16 Января

Популярное

Глава буддистов России: В этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело

Глава буддистов России: В этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело
Общество,  22.10.2015 10:52 Фото:Metro
Хамбо лама Дамба Аюшеев побывал на 100-летии дацана в Петербурге и рассказал федеральной газете, каково это - в 33 года становиться главой российских буддистов. Кроме того, в беседе затронули вопросы, может ли женщина стать ламой и разговаривает ли Дамба Аюшеев с Этигэловым. «Байкал-Daily» приводит полное интервью 

XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев живёт в Бурятии. Последние 20 лет он возглавляет Буддийскую традиционную Сангху (общину) России. О вере и ламах, о своих страхах и надеждах Дамба Аюшеев рассказал «Metro».

Хамбо ламой вас выбрали в 33 года. Не страшно было в столь молодом возрасте становиться главой российских буддистов?

Был бы старше, подумал бы. И, возможно, отказался бы. Но в 33 года я не осознавал, что мне предстоит. Поэтому сейчас назначаю настоятелями дацанов молодых лам, которые ещё не понимают, через какие трудности им придётся пройти.

В чём состоит ваша миссия?

В возрождении буддизма, который уничтожали в течение 70 лет советской власти. Сейчас я выполнил свою миссию на 80 процентов – восстановил все дацаны, которые были до революции. Но ведь чтобы построить храм, много ума не надо. Главное – это внутренняя жизнь. Важно, чтобы современные люди стремились в дацан. Это раньше буддийские храмы были центром образования, науки, культуры и религии. А сейчас у молодых людей много иных возможностей. К тому же, если в семье всего один сын, нельзя заставлять юношу брать обет монашества. Мы оттолкнём даже тех, кто хочет служить в дацане. Поэтому сейчас идём по гибкому варианту: у многих лам есть семьи.

Сколько времени нужно, чтобы стать ламой?

Закончить буддийский университет и прожить в дацане не менее 12 лет – то есть полный астрологический цикл. За это время человек привыкает быть ламой. Это как в любой другой профессии. Если кто-то 12 лет проработал учителем в школе, а потом ему предлагают сменить профессию, сложно будет перестроиться. Мы в Бурятии уже вырастили своих лам, сейчас они стали преподавателями. Когда-то в республике было очень много тибетцев, они и сейчас остались. Собирают людей, дают им учение. Однажды я беседовал с «тибетскими ученицами». Они мне сказали такую вещь: «Тибетский лама – это драгоценность, монгольский лама – это мудрец, а бурятские – недоразумение». Спросил их: «Кто же вас, буряток, научил так не любить свой народ?» Я против таких учителей и считаю, что умные ламы находятся в своей стране, а ещё лучше – в своём дацане. А те, кто выезжает с учениями, просто не востребованы на своей родине.

Может ли женщина стать ламой?

При всём моём уважении к женщинам они не в состоянии постичь буддийскую философию. В тантрическом смысле – пожалуйста: у нас есть женщины-божества. А вот в философском – нет. Пусть женщина мечтает в своём сыне найти ламу. В этом случае он всю жизнь будет молиться за свою мать.

Сейчас Иволгинский дацан в Бурятии считается Меккой российского буддизма. Там находится нетленное тело Хамбо ламы Этигэлова. Что изменилось в жизни республики?

Мы построили дворец для Хамбо ламы. Во время больших праздников спускаем его во двор, он принимает участие в службах. Приходит очень много людей – каждый со своими вопросами и просьбами. Сейчас открыли границу с Монголией, и оттуда идёт поток верующих. Я знаю, что Хамбо лама многим помог.

А вы можете с ним разговаривать?

Это моя самая большая мечта! Но я имею право задать только очень важный вопрос, а такого пока нет. С Хамбо ламой общается его хранитель и оракул Бимба-лама и передаёт нам его учения. Когда-нибудь мы сумеем их расшифровать. Думаю, что значимость учения человека, сумевшего победить время, бесценна.

К Хамбо ламе Этигэлову приезжали президенты, учёные, артисты...

Проще сказать, кто не приезжал. Конечно, и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев были. Этигэлов – это вызов для любого здравомыслящего человека. Он приглашает к себе и спрашивает: «Хотите посмотреть на меня и убедиться, что в этом мире не всё так, как вы думаете?»

Вы входите в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Вам часто приходится общаться с Владимиром Путиным?

К счастью, нет. Если бы я часто обращался, это бы означало, что у буддистов есть проблемы. Ведь с радостью к президенту не ходят.

До 1917 года все российские императоры считались земным воплощением богини Белая Тара. Сейчас что-то изменилось?

Эта традиция велась с Екатерины Второй – именно при её правлении появился институт российских Хамбо лам. Сейчас ничего не изменилось, государство же существует. Президент обладает огромной властью, на нём колоссальная ответственность. Это даётся в наказание или в счастье? Скорее всего, в наказание, ведь от груза ответственности никто здоровее не становится. Так что прикрывать надо.

Чего бы вы хотели достичь?

Поймать пустоту. Если я её поймаю, то смогу сам выбирать, кем быть в будущей жизни. Но кроме Хамбо ламы Этигэлова это не удалось пока никому.

Вы знаете, кем были в прошлой жизни?

Нет. Но знаю, что в этой жизни я неудачник, потому что обрёл человеческое тело в океане страданий. Выражаясь образно, я сижу в тюрьме. Кому интересно, кем я был до этого? Гораздо важнее, как и куда я выйду из этой тюрьмы. Буддисты должны жить не прошлым, а настоящим – тогда нас ожидает будущее. 

Я нашел, что искал

Одним из мест паломничества в Бурятии является камень с ликом танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства, искусств, наук и мудрости. Кто стал первооткрывателем Янжимы?

Об этом камне в Баргузинском районе я знал много лет. Местные жители нашли рядом с валуном пирамидку с изображением тысячи Будд. Все думали, что именно здесь закопаны статуи Баргузинского дацана, разрушенного в годы советской власти. Я тоже приехал туда с этими мыслями. Несколько часов мы с местными жителями пытались сдвинуть камни. В результате, выяснили, что там ничего нет. Я разозлился и ударил ногой по бурхану. А когда поднял глаза, то увидел проявившийся на камне лик богини Янжимы. Люди, которые находились рядом, тоже ее увидели.

«Я нашел то, что искал», – сказал я. Оказалось, что лама, оставивший возле камня опознавательный знак в виде пирамидки, указывал своим потомкам именно на этот лик. Один мужчина, из местных, заметил: «А ведь она как будто беременна…». 

Тогда я спросил, какие села находятся рядом. Оказалось, что одна из деревень во времена СССР стала рекордсменом по рождаемости детей. А другая – родина многих известных бурятских политиков, артистов и спортсменов. Значит, Янжима помогает в деторождении, а также является богиней искусств, наук и мудрости. Одни видят ее танцующей, другие – беременной. Сейчас сюда приезжают верующие не только из Бурятии. Едут со всех регионов России, европейских стран, из Китая. Многие потом возвращаются, чтобы показать богине Янжиме своих детей. 

«Лучше иметь грязное лицо, но чистый желудок»

Вы живёте в очень скромной резиденции на территории Иволгинского дацана. Не хотели бы переехать в более комфортные условия?

Не я её строил, не мне её ломать. Это намоленное место: здесь ламы жили, радовались, учили других. Почему я должен что-то менять? Я кто?

Вы часто бываете за границей?

Практически не бываю. Раньше я находился в поиске. Учился в Монголии. В Индии шёл по всем святым местам Будды, был в Шри-Ланке, Таиланде, Японии. Но после возвращения Хамбо ламы Этигэлова нет в этом необходимости. Я нашёл всё, что искал. Пусть теперь к нам едут – ведь любой нормальный буддист хочет увидеть Хамбо ламу Этигэлова.

Вы обращаетесь к врачам?

Нет. Считаю, что самое лучшее лекарство – это горячая кипячёная вода утром перед завтраком. Мы же моем тело и лицо? А когда пьём кипяток, умываем наш организм изнутри. Лучше я буду иметь грязное лицо, но чистый желудок. Хотя в идеале нужно всё держать в чистоте. По такому принципу я живу.

Чудо

XII Пандито Хамбо лама Этигэлов родился в 1852 году. В 1911-м стал главой российских буддистов.

В 1927 году, завещав своим ученикам навестить его через 30 лет, ушёл в нирвану. Саркофаг поднимали два раза, тело оставалось нетронутым. В 2002 году подняли снова: тело осталось в прежнем состоянии. Буряты и монголы признали Этигэлова живым.
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

Другое в "Общество"

Общество, 16.01.2017
Её похоронят на Новодевичьем кладбище
Общество, 16.01.2017
Самым привлекательным направлением назвали Португалию
Общество, 16.01.2017
В некоторых случаях наночастицы сами по себе служат средством для удаления опухоли
Общество, 16.01.2017
Набирает обороты проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Общество, 16.01.2017
Девушка лишилась ноги после болезни
Общество, 16.01.2017
Всего в республике будет почти 30 купелей
Общество, 16.01.2017
Поддельный документ стал поводом для возбуждения уголовного дела
Центр старообрядцев в Бурятии получил господдержку
Общество, 16.01.2017
На средства микрозайма фонда поддержки малого предпринимательства Тарбагатайского района проведена реконструкция гостевого дома
Ирина Ологонова получила звание «Заслуженного мастера спорта РФ»
Общество, 16.01.2017
Соответствующий приказ подписал глава минспорта России
Далай-лама поздравил БГУ
Общество, 16.01.2017
В Бурятский госуниверситет поступил поздравительный адрес от представительства Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и СНГ
«Буряты мирно живут с русскими»: Московские блогеры признались в любви к Улан-Удэ
Общество, 16.01.2017
Блогеры, отправившиеся на поезде в Таиланд, остались в восторге от «этого причудливого города»
Запрет на «Боярышник» в Бурятии дал результаты
Общество, 16.01.2017
В Бурятии снизилось число отравлений суррогатным алкоголем
Общество, 16.01.2017
17 января в 11:00 в ТРЦ «Пионер» пройдёт улан-удэнская ярмарка «Город мастеров»
Общество, 16.01.2017
Согласно закону, организованной перевозкой группы детей является не менее восьми детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
16.01.2017
Валерий Кожевников
Валерий Кожевников
Министр здравоохранения Республики Бурятия
28.12.2016
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
26.12.2016
Сергей Жамцаев
Сергей Жамцаев
Директор центра социальной адаптации «Шанс»
22.12.2016
Валерий Кожевников
Валерий Кожевников
Министр здравоохранения Республики Бурятия
17.11.2016
^