04 Декабря

03 Декабря

02 Декабря

Популярное

В Петербурге отмечают 100 лет со дня освящения буддийского дацана

Общество,  25.08.2015
В этот день 100 лет назад был освящен дацан Гунзэчойнэй – единственный на северо-западе Европы буддийский храм. SPB.AIF.RU рассказывает об истории его строительства, сложностях советского периода и печальной участи его основателя

В Северной столице насчитывается примерно 30 тысяч человек, исповедующих буддизм, а в целом в России последователей этой конфессии не более 1% от всего населения. Это число можно считать условным, поскольку буддизм не требует отказа от других религий и обязательного посещения храма.

В буддизме при всей его аскетичности есть очень зрелищные традиции и ритуалы: например, рисование мандал (орнаментов из цветного песка) или предновогодний ритуал Дугжууба с сожжением символичных фигурок из теста в священном костре. Все это на Северо-Западе Европы можно увидеть лишь в одном месте – в петербургском дацане Гунзэчойнэй, которому в 2015 году исполняется 100 лет.

Построенный в начале XX века, этот храм хранит немало ценностей, среди которых фигура Стоящего Будды и уникальные витражи по эскизам Николая Рериха.

В день 100-летия освящения дацана SPB.AIF.RU рассказывает, как проходило строительство храма и какая участь постигла его в советские годы.

Храм для двухсот буддистов

До революции 1917 года в России действовали 35 дацанов (32 из них в Забайкальской области, 2 в Иркутской губернии и один в Петербурге), к XXI столетию из них сохранились около 30. Несмотря на то что петербургский храм расположен вдали от буддийских центров – Бурятии, Тывы и Алтая, - съезжаются в него со всей страны.

История буддизма в России берет свое начало в XVII веке, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, согласно которому буддизм был признан одной из религий в Российской империи на государственном уровне. Спустя 23 года Екатерина Великая учредила должность Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Таким образом она приравняла буддизм к официальным религиям, а в ответ на это бурятские ламы назвали ее воплощением Белой Тары (бодхисатвы, то есть просветленного существа, исполненного мудрости) на земле.


Буддизм получил наибольшее распространение в Тыве и Забайкалье, где к началу XX века действовало более 40 дацанов и 140 малых храмов. В имперской столице первый и последний дацан заложили в 1909 году, хотя буддисты здесь имелись еще в петровские времена – волжские калмыки в числе прочих возводили город. Особого внимания они к себе не привлекали.

А в переписи населения 1869 года в Петербурге отмечен только один буддист, назвавшийся разночинцем. К 1897 году их было уже 75, в 1910 году – 184, причем по большей части это были все те же калмыки или буряты. Примерно в это же время зашла речь о строительстве дацана в городе – хлопотал об этом российский представитель Далай-ламы III Агван Доржиев.

Комитет востоковедов

Разрешение на строительство храма Доржиев получил, добившись встречи с императором Николаем II в 1900 году. Однако для верующих свои двери дацан открыл лишь через 15 лет.

Участок для строительства был получен в 1909 году – тогда это была дальняя окраина города. За 2940 квадратных метров земли на Старой Деревне Доржиев заплатил 18 тысяч рублей. Управлял строительством целый комитет востоковедов, в составе которого были Василий Радлов, Сергей Ольденбург, Эспер Ухтомский и Николай Рерих. Последний участвовал не только в научном руководстве, но и приложил руку к художественному оформлению храма. Созданные по эскизам Рериха витражи с изображением девяти буддийских драгоценностей считаются одной из уникальных черт этого храма.

Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский – автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть – Агван Доржиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе – вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит.

Работы заняли шесть лет, но первую службу здесь провели уже на четвертый год строительства в честь 300-летия дома Романовых.

Безмятежный год и репрессии

Освящение дацана прошло 24 августа 1915 года. Первым настоятелем стал все тот же лама Агван Лобсан Доржиев, вложивший в это дело столько трудов.

Согласно документам того времени, в год открытия храма в Санкт-Петербурге проживало чуть более 150 буддистов – буряты и калмыки Сибири и Поволжья. К ним можно прибавить приезжих из Китая, Японии и Сиама.

Однако период спокойной работы для дацана был недолгим – уже в 1916 году регулярные службы здесь прекратились, а монахи эвакуировались из Петрограда. Пришедший в запустение храм был разграблен в 1919 году и пять лет простоял пустой и разоренный. Только в 1924 году богослужения возобновились, чтобы вновь прерваться в 1935-м, когда борьба с религией в СССР захватила и буддистов. Кровавый 1937 год в истории дацана отмечен ночной облавой, во время которой сотрудники НКВД арестовали монахов и востоковедов, которые не успели его покинуть. Печальный удел ждал основателя храма 85-летнего Агвана Доржиева – его арестовали, после чего он выдержал только один допрос и скончался в 1938 году в тюремной больнице Улан-Удэ.

Физкульт-дацан

В советское время, как многие церкви, дацан был переоборудован под вполне мирские учреждения: физкультурную базу, военную радиостанцию и лабораторию Зоологического института АН СССР.

В 1939 году Даниил Храмс писал в повести «Старуха»: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Буддистам храм вернули только в 1990 году решением Ленгорсовета. Год спустя он получил свое нынешнее имя Гунзэчойнэй («Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем»). В 1994 году в главном алтаре была установлена статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле (из папье-маше, покрытого сусальным золотом). Высота туловища Будды вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 метров. В 2003 году в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды», однако полностью восстановить храмовый комплекс после советского периода до сих пор не удалось.

Как отмечают 100-летие

Празднование векового юбилея дацана растянулось на целый год, а основная часть программы пришлась на конец сентября – начало октября. Центральным событием стала историко-художественная выставка, которая пройдет с 28 сентября по 28 ноября в Петропавловской крепости. Там в Инженерном доме ламы Дуйнхор дацана (Бурятия) возведут песочную мандалу – изображение дворца божества – Бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. Впервые в Петербурге мандала будет находиться в неизменном состоянии два месяца, а ее разбор состоится в конце ноября.

В рамках празднования также пройдет Международная научно-практическая конференция «Буддийская традиция в Санкт-Петербурге. К 100-летию Дацана Гунзэчойнэй» и будет выпущена памятная медаль, посвященная Санкт-Петербургскому буддийскому храму.

В юбилейный год продолжается реставрация дацана – осенью приступят к третьему этапу работ и до 10 декабря отреставрируют фасады здания.
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
24.11.2016
Валерий Кожевников
Валерий Кожевников
Министр здравоохранения Республики Бурятия
17.11.2016
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
15.11.2016
Сергей Жамцаев
Сергей Жамцаев
Директор центра социальной адаптации «Шанс»
07.10.2016
Загрузка...
^