18 апреля

17 апреля

Цветение Байкала стало заметно из космоса, жители Бурятии винят в этом энергетиков

Общество,  Фото:Елена Кичигина
Обилие водорослей в крупнейшем озере планеты зафиксировали уже из космоса. Жители Бурятии бьют тревогу – на памяти современников Байкал так ещё никогда не цвёл. Учёные объясняют разрастание водорослей воздействием промышленных предприятий, аккуратно обходя тему «сброса» воды в пользу электроэнергетиков в шестом подряд засушливом году

Вчера РИА Новости со ссылкой на снимки из космоса проекта «Сканэкс» распространило сообщение о цветении крупнейшего на планете пресного водоёма.

Уникальные снимки озера Байкал из космоса, полученные в июне-июле 2015 года, демонстрируют изменения в экосистеме уникального водного бассейна, в том числе цветение толщи открытых вод озера.

- Кроме того, похоже, начинает периодически цвести и толща открытых вод, - комментирует полученные снимки июня 2015 года в «Сканэксе».

В сообщении отмечается, что по мнению специалистов, серьезным фактором, омрачающим будущее Байкала, является существование на его берегах индустриальных предприятий, которые в большинстве своем не имеют современных очистных сооружений и которые долгие годы загрязняли и продолжают загрязнять воды озера.

13 июля на «Эксперт-онлайн» вышел материал под заголовком «водоросли душат Байкал». Статья была опубликована на основании данных лимнологического института СО РАН.

В Байкале произошла экологическая катастрофа, уверены ученые. Озеро заполонили ядовитые водоросли спирогиры, из-за которых массово гибнут байкальские губки, активно участвующие в фильтрации воды, и появились вредные бактерии. По словам директора Лимнологического института СО РАН академика Михаила Грачева, подобное бедствие наука наблюдает впервые за 100 лет.

Диагностику байкальской воды для института провели в Национальном центре научных исследований Франции (CNRS). Учёные назвали состояние озера «беспрецедентным экологическим кризисом».

Однако, единственным серьезным фактором, омрачающим будущее экологии Байкала они однозначно назвали индустриальные предприятия на юге и севере озера, отсутствие современных очистных сооружений и загрязнение воды озера туристами, о чём ранее сообщал «Байкал-Daily».

Сброс фторсодержащих моющих средств как причину цветения озера вчера прокомментировал глава Бурятии.

- Но почему ученые не говорят про то, что у нас много мест на Байкале, где на расстоянии в 200-300 км никакого человеческого жилья нет? А водоросль там вовсю растет. Поэтому проблема не такая простая, как кажется, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.

Он отметил: ученые опять говорят, что это может быть связано с тем, что произошло обмеление озера, оно прогрелось хорошо, и водоросль начала расти.

- Однако ограничения по сливу воды в Иркутской области остаются, 1300 кубических метров в минуту, меньше нельзя, - отметил глава Бурятии. - Потому что в соседнем регионе сразу же возникают проблемы, связанные с забором воды – практически все предприятия спроектированы были изначально на нижний уровень сброса.

Одновременно, цветение Байкала замечают и жители республики. Они бьют тревогу и сравнивают воду Байкала со слизью.

- Кто желает искупаться в чистейшем водоеме планеты, - спрашивает в своём сообщении улан-удэнка, публикуя тут же фотографии зелёных сгустков в чистейшей воде. - Турка. 16-17 июля 2015. Говорят, в Горячинске вода еще хлеще. Недавно были на Черепахе, так там вода вообще на слизь похожа. Беда.

Активные улан-удэнцы уже готовы инициировать иски к министерству энергетики, напрямую связывая происходящие события с весенним «сливом» озера в пользу иркутской гидронергетики.

- Так страшно - Байкал весь в зеленой тине. прямо сердце сжимается, - пишут в соцсетях улан-удэнцы.

- Нужно подать иск в интересах неограниченного круга лиц к Иркутской области, Ангарской ГЭС, энергетикам, пролоббировавшим снижение уровня озера. Тогда есть шансы на общественный резонанс, - поступает предложение прямо в соцсети. - Тяжба между субъектами. Суду будет не просто вынести решение.

Напомним, неделю назад в ряде районов Бурятии был введён режим ЧС, и из-за очередного засушливого сезона идёт разговор об объявлении чрезвычайной ситуации по всей республике. Засуха в водосборном бассейне озера Байкал продолжается уже больше шести лет.

Елена Буерачная, «Байкал-Daily»