28 марта

27 марта

Популярное

«Номер один»: Криминал и коррупция в улан-удэнском пассажирском транспорте

«Номер один»: Криминал и коррупция в улан-удэнском пассажирском транспорте
Экономика,  Фото:gazeta-n1.ru
Единственное действенное решение – перевод маршруток на возмездные муниципальные контракты и лишение их права сбора денег с пассажиров. Все остальные меры - лишь прикрытие для обогащения небольшой кучки «предпринимателей» и чиновников от транспорта

Незаметный передел

Нестабильность в городской власти отражается и на других сферах жизни горожан. Так, за последние год-два в системе общественного транспорта Улан-Удэ произошел передел маршрутов.

Из списка перевозчиков за последнее время, например, бесследно исчезла одна из крупнейших в прошлом организаций - «Сибирь-авто», контролировавшая работу аж десяти маршрутов. Кроме того, с маршрутного рынка ушли еще три предприятия, место которых заняли другие компании. Так, например, якобы очень «усилилось» муниципальное предприятие «Городские маршруты», получив сразу четыре направления – маршруты 24, 33, 42 и 95. Можно было бы говорить о том, что конкуренция выявляет сильнейших, а слабые уходят с рынка, но на самом деле по этим маршрутам ездят все те же предприниматели на своих автомобилях, что и раньше. Поменялось же здесь лишь одно. Конечный получатель огромного количества «черного нала», который ежедневно собирает с пассажиров каждый из тысячи водителей маршруток или автобусов в Улан-Удэ.

Теперь этот черный нал контролирует слаженная команда чиновников.

Организации, которые выигрывают конкурсы на маршруты в Улан-Удэ, по своей сути посредники, получающие деньги практически ни за что. Предоставив на конкурс городской администрации пакет документов и договорившись о победе с «кем надо», эти посредники начинают диктовать условия всем прочим перевозчикам и предпринимателям. Они назначают непрозрачные и не обоснованные ничем цены за аренду «места на маршруте».

Порочная система

По нашим данным, простые водители должны ежемесячно выплачивать от двух до восьми тысяч рублей за место на маршруте в компании, имеющие лицензии. Учитывая, что всего на городских маршрутах задействовано почти две тысячи микроавтобусов, и если предположить, что все они арендуют места на маршруте, то в месяц складывается сумма в десять миллионов рублей. В годовом исчислении это составляет сто-сто двадцать миллионов рублей. Буквально за воздух. И растворяются они тоже в воздухе. Точнее, в карманах лиц, которых легко перечислить. Это 10-15 конкретных и всем известных людей.

Вся система пассажирских перевозок Улан-Удэ пронизана коррупцией. И сколько с ней ни борись сейчас, она здесь неизбежна. Первопричина этому – огромное количество неучтенной наличности, которую лица, имеющие либо официальную, либо криминальную власть, могут распределять как им угодно.

Для сравнения, чем Улан-Удэ настолько кардинально отличается от, например, соседнего Иркутска, где цена за проезд на маршрутках составляет 12 рублей? Наверное, там «маршрутная мафия», которая тоже есть и у соседей, еще не совсем оторвалась от реальности. Еще один минус порочной системы – пока одни лица радостно набивают карманы, система общественного транспорта Улан-Удэ стремительно деградирует.

Что делать?

Исправить ситуацию может только одно – перевод продажи билетов в муниципальные руки. Во всех других сферах считается нормой привлекать частные компании к казенным подрядам за фиксированную сумму. В городских перевозках могло бы быть так же. Перевод нынешней системы организации пассажирских перевозок с ее дичайшей коррупцией в относительно прозрачную систему государственных и муниципальных закупок свел бы возможности для грабежа города до минимума.

Нужно не «дарить» сомнительным личностям городские дороги, а установить прозрачные и понятные правила игры. Город мог бы сам собирать деньги, организовав систему продажи проездных или разовых билетов. Эти средства могли бы идти на конкретные подряды на перевозку пассажиров по маршрутам.

У этой системы масса плюсов и практически нет минусов. Начать с того, что после проведения такой реформы не остается «выгодных» или «невыгодных» маршрутов. Получающий фиксированную сумму предприниматель должен организовать движение машин по своему маршруту с определенным интервалом. Это могло бы решить проблему того, что в центре Улан-Удэ от маршруток не протолкнуться, зато на окраинах их невозможно дождаться. Второй плюс – введение единых проездных билетов по городу, что сделает Улан-Удэ более удобным для горожан местом. Третий – просто такой системой легче управлять и развивать ее, решая те или иные конкретные проблемы.

Но, разумеется, ни один из нынешних чиновников мэрии никогда на это не пойдет. Кто же будет отказываться от миллионов рублей, исправно капающих в подконтрольные фирмы, сообщает «Номер один».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Глава Бурятии сообщил о субсидиях на создание зарядок для электрокаров
Предпринимателям смогут возместить до 60% стоимости
В Бурятии открылся первый масличный завод
В день открытия завод переработал первую партию масла из семян рапса
Бурятия направит более 260 млн руб. на весенние полевые работы
Сельхозтоваропроизводители получат субсидии до начала проведения работ
Глава Бурятии сообщил о планах по масштабному производству электродвигателей
Алексей Цыденов рассказал об итогах очередной командировки в Москву
Жители Бурятии стали чаще банкротиться
Как правило, жители сами инициируют своё банкротство
В Агинском округе построят овцеводческий монокомплекс
Подобные объекты собираются возводить каждый год
Улан-Удэнскую ТЭЦ-2 реконструируют в 2028 году
Реконструкция обеспечит растущие энергопотребности Бурятии
Население Бурятии опять не дотянуло до миллиона
Снизилась и смертность, и рождаемость
В Бурятии определят лучших экспортёров
Заявки принимаются до 15 апреля
^