23 апреля

22 апреля

Популярное

«Царскую» рыбу начали продавать в Бурятии

Экономика, 
Впервые со времен окончания Великой Отечественной войны в Бурятии стало возможным легально купить байкальского осетра

Царская рыба – байкальский осетр - находится в Красной книге с 1945 года как вымирающий вид, и с тех пор ее статус не менялся. Но в конце августа в Бурятии начались продажи этой рыбы, выращенной в Гусиноозерском осетровом хозяйстве. Здесь редкий вид рыб выращивается на теплой воде, использованной ГРЭС, питается импортными кормами, благодаря чему растет вдвое быстрее своих собратьев в диких условиях.

Рыбная ферма на Гусином озере была создана еще в 1986 году для увеличения популяции ценных видов байкальских рыб. Но с наступлением перестройки, а затем в лихие девяностые государству оказалось не до байкальских рыб. Всеми правдами и неправдами работникам фермы удалось сохранить популяцию до 2009 года, когда она была передана под управление Байкалрыбвода.

- К тому времени на ферме оставалось всего около тысячи особей, от комбината сохранились одни голые стены, - рассказывает заместитель начальника Байкальского управления по рыболовству Занна Воронова. При заходе на объект специалистами была поставлена задача увеличить выпуск икры до четырех миллионов штук в год.

Бойцовские рыбы

Рыбы здесь живут в особых садках - огороженных сеткой помещениях, размерами примерно три на три метра, глубиной до 2,5 метра. Садков всего около шестидесяти, в каждом из которых живут от нескольких десятков до нескольких сотен рыб, разделенных на разные возрастные группы.

Сверху видно, как в своих «общежитиях» беспокойно резвятся маленькие осетрята, и куда вальяжнее ведут себя взрослые особи. Мальки здесь растут очень быстро, прибавляя в среднем по килограмму каждый год. Гибкие и в то же время массивные поленообразные туловища рыб чрезвычайно сильны. Так, одного из работников рыба при переноске ударила хвостом в лицо, в результате чего мужчина лишился переднего зуба. А переносить приходится на руках, например, для забора полового материала – икры или молоки или для перевода в другой садок.

Подкармливая рыб, работники ласково их обзывают «поросятами». «А как их еще называть?» - смеются они. В одном из «взрослых» садков среди темно-серых рыб выделяется своей белизной альбинос метровой длины. И хотя он такой единственный во всем осетровом семействе, остальные его не обижают, живут дружно.

Как оказалось, взрослые осетры - вообще довольно спокойные животные. Лишь изредка чей-нибудь хвост показывается над водой - «играют». Не в пример более буйно ведут себя карпы, собравшиеся в соседнем садке. Для них над водой устроена специальная кормушка, которая подает еду, если рыбы дергают свисающую с нее веревку. Все равно, как если бы звонарю в руки падала еда при ударе в колокол. «Такие умные», - говорят работники. Рядом, кстати, на воле плавает местная рыба – сорожка. Их также сюда привлекает теплая вода, выходящая из ГРЭС.

Продавать, чтобы защитить

Сейчас на умирающей рыбной ферме работникам удалось восстановить популяцию осетра, доведя ее численность до тысячи голов производителей и около девяти тысяч молоди. Ежегодно около миллиона мальков выпускается в Селенгу. В этом году в естественные условия было выпущено рекордное число молодых осетров – более 1,4 миллиона.

При таких темпах воспроизводства численность рыбы вполне могла уже вырасти до промыслового уровня, и байкальского осетра можно было бы исключить из Красной книги. Но этому мешают, по словам Занны Вороновой, все те же люди. «У осетров форма с колючками, поэтому они легко попадают в китайские сети, которыми ловят рыбу на мелководье Байкала. А они обитают именно на мелководье, на глубинах менее двадцати метров, тут у них кормовая база. И попадают в сети. Рыбаки их ведрами вылавливают и отдают скотине», - рассказывает она.

Возможность реализовать рыбу появилась только в этом году – специалисты управления получили все разрешительные документы для возможности продавать краснокнижное животное. В любом другом случае это являлось бы преступлением. Но и сейчас, чтобы купить простому гражданину, нужно пройти довольно сложную процедуру.

«Крупным покупателям, оптовикам мы возим рыбу в Улан-Удэ сами, там у нас есть бассейн, в котором они могут находиться до суток. А те, кто хочет купить одну или две рыбы, могут приехать сюда, в осетровое хозяйство, получить разрешительные документы и купить», - рассказывает замначальника Байкалрыбвода. Такие сложности диктуются все теми же соображениями безопасности.

Продажей осетров они преследуют, по словам Занны Вороновой, и косвенные цели. «Чем больше у нас законно будут покупать рыбы, тем меньше будут ловить его на озере, ведь так? Возможно, продавая рыбу, нам удастся снизить уровень браконьерского лова», - говорит Занна Воронова.

Политика поможет

Сегодня управление готово реализовать тысячу голов, что суммарно составляет около трех тонн. По словам Занны Вороновой, пока о перспективах и будущих прибылях говорить рано: «Сейчас мы хотим посмотреть, будет ли востребована рыба у покупателей. Это пробная партия, и может, люди распробуют, и в следующие годы будем продавать больше».

Продают небольшие экземпляры, в среднем от двух до десяти килограммов, хотя производители могут достигать двадцати и более. По словам работников, однажды при ведении лова диких осетров из Селенги для отбора полового материала и пуска «свежей крови» в популяцию на ферме был выловлен экземпляр более двух метров длиной и массой около семидесяти килограммов. По оценкам специалистов, на тот момент ей было как минимум пятьдесят лет. После забора у нее икры рыбина была выпущена обратно в реку.

Но совсем большие рыбы не продают. Они слишком жирные, да и покупать большого осетра накладно, считают работники. При цене в 800 рублей за килограмм рыба массой в двадцать килограммов будет стоить шестнадцать тысяч, а любителей ставить на стол целого осетра, как в старые времена на царском пиру, нет.

Впрочем, перспективы у гусиноозерского осетра видятся вполне даже радужные. И могут помочь нашим производителям политики. «После введения санкций в Россию был запрещен ввоз норвежской семги, например. И хотя у нас не семга, но почему бы байкальскому осетру не заменить импорт?» - сказала Занна Воронова, сообщает «Номер один».

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Бурятия умудрилась обогнать Москву по перспективам трудоустройства
При этом эксперты ошарашили жителей республики размером средней зарплаты
Забайкалье и Вьетнам намерены сотрудничать
Дружба завязалась после трёхдневного рабочего визита
В Бурятии готовятся к строительству второго Северомуйского тоннеля
«Это проект беспрецедентного масштаба для республики», - подчеркнул глава Бурятии
Стало известно, сколько денег тратят на себя в месяц жители Бурятии
По росту потребительского спроса республика оказалась 39-ой в стране
Границы ТОР «Забайкалье» расширят
Постановление подписал Михаил Мишустин
Зарплата в Бурятии оказалась самой низкой на Дальнем Востоке
Эксперты заявили, что жителям республики предлагают 59 с лишним тысяч в месяц

Улан-удэнцам становится не по силам аренда квартир
«Конские» цены на съёмное жильё повергают горожан в шок

Улан-удэнские депутаты обсудят дефицит бюджета в 1,1 млрд
Проект решения об утверждении отчёта появился на сайте органов местного самоуправления
С начала года на экспорт из Бурятии ушло более 30 тысяч кубометров леса
Основным импортёром продукции традиционно остается Китай
В столице Бурятии начали дешеветь дорогущие съёмные квартиры
Цены на них за три месяца немного снизились
Загрузка...
^