08 Декабря

07 Декабря

Популярное

Замминистра экономики РФ объяснил, почему «не сработала» ОЭЗ в Бурятии

Замминистра экономики РФ объяснил, почему «не сработала» ОЭЗ в Бурятии
Экономика,  14.06 20:07 Фото:Baikal-daily.ru
По словам Александра Цыбульского, главная причина – неудачный выбор места

В преддверии ПМЭФ-2016, где состоится обсуждение основных тем экономической повестки, в том числе развитие экономического потенциала страны, корреспондент ТАСС побеседовал с заместителем главы Минэкономразвития России Александром Цыбульским о будущем особых экономических зон (ОЭЗ).

В последнее время обострилась дискуссия о судьбе этого инструмента, его эффективности и будущем уже созданных зон. Минэкономразвития России уже 10 лет курирует проект. Замминистра не считает его провальным, однако отмечает, что механизм нуждается в совершенствовании. Более того, по мнению Цыбульского, именно развитие особых экономических зон может послужить для регионов драйвером роста. Примеры эффективных ОЭЗ существуют, и они на практике доказали свою необходимость для регионов.

- Расскажите, пожалуйста, как сейчас развиваются особые экономические зоны в России? В свете последнего поручения президента Российской Федерации вопрос их эффективности стоит довольно остро.

- Десять лет прошло с начала этого проекта. Сейчас подошла такая веха, когда можно подвести итоги. Есть как положительный опыт, так и, конечно, отрицательный. Причем как субъективный, так и объективный, связанный с совершенно разными вещами.

Сначала про положительный опыт. Я недавно доложил председателю правительства в рамках одного совещания, что, конечно, проект особых экономических зон нельзя бросать, ведь он точно состоялся, пусть не с той степенью эффективности, как нам хотелось бы, но состоялся. Нами был допущен ряд ошибок в процессе его развития, которые сейчас можно и нужно исправить.

Особые экономические зоны сегодня - это 34 площадки, более 400 резидентов, из которых порядка 80 - иностранные инвесторы из 29 стран мира. Это 550 млрд. рублей заявленных инвестиций и более 180 млрд. рублей уже осуществленных.

И это все на 122 млрд. рублей выделенных из федерального бюджета средств. При этом порядка 21 млрд. рублей из них было направлено на особые зоны туристического кластера на Северном Кавказе, среди которых такие курорты как Архыз и Эльбрус, а 55 млрд. рублей на шесть первых созданных зон, которые сейчас стали локомотивами механизма особых зон в России.

- Критика звучит в адрес управляющих компаний, которые, полученные от государства средства размещают на депозитах в банках, а не инвестируют по целевому назначению…

- Мы стараемся максимально исправить эту ситуацию через улучшение системы корпоративного управления нашей АО "ОЭЗ" и его дочерних обществ. Строительство многих объектов имеет долгий цикл: это крупные инфраструктурные объекты: очистные сооружения, дороги, электрогенерирующие объекты, крупные административно-деловые центры и так далее. А мы сейчас принципиально взяли себе за правило - мы не работаем с авансами.

Мы оплату производим по факту выполненных работ. Поэтому часть средств размещены на счетах в банках и продолжают работать и приносить прибыль, которая в дальнейшем покрывает расходы на содержание уже построенных объектов инфраструктуры и реинвестируется в строительство новых объектов, а не тратится на премии менеджмента компании проектов.

- Когда это правило начало действовать?

- Наверное, года два как мы уже так работаем. До этого мы работали с авансами, и, к сожалению, не очень много, но были примеры, когда компании брали авансы, потом не выполняли работы, банкротились. То есть риск был очень высокий, его надо было минимизировать.
Поэтому часть денег еще не раскассированы. То есть, условно говоря, еще на 40% суммы объекты инфраструктуры будут построены, что создаст еще дополнительные высококонкурентные условия для будущих инвесторов. Сегодня можно говорить о 180 млрд. рублей инвестиций в соотношении к 60 млрд. рублей, то есть один к трем. Это хороший результат. Кроме того, ОЭЗ - это не только чистый возврат на капитал, основной целью ОЭЗ является привлечение новых производств, компетенций.

Считать эффективность ОЭЗ, исходя из количества созданных рабочих мест, не совсем корректно, ведь наша цель привлечение высокотехнологичных производств, которые по определению не могут создать большого количества рабочих мест, так как ручной труд на них минимизирован. Наша задача, чтобы они создали вокруг себя цепочки добавленной стоимости, малые и средние предприятия, встраивающиеся в производственную кооперацию с резидентами ОЭЗ.

- А какие площадки дают результат?

- Надо объективно сказать, что этот результат генерят максимум 10 площадок из 34. Остальные, некоторые из которых созданы совсем недавно, просто еще не имеют такой возможности. Часть из них, кстати говоря, созданы как частные проекты. Такие как в Подмосковье «Ступино», «Лотос» без федерального финансирования в Астрахани и так далее. Конечно, эффективно работают промышленно-производственные площадки и, в основном, те, которые были созданы в самом начале, в 2006 году.

Лидеры - это Липецк, «Алабуга» в Татарстане, Тольятти, Санкт-Петербург, Зеленоград в большей или меньшей степени и ряд других площадок.

В целом надо продолжать развивать этот механизм. Я уверен, что он имеет перспективы стать крайне эффективным. Но сейчас - тот момент, когда он требует санации и принятия решений о его небольшой перезагрузке.

- Скажите, какие мероприятия планируются в рамках этой перезагрузки механизма и когда можно ожидать результатов?

- Учитывая, что процесс реформирования системы управления особых зон длится уже практически два года в рамках утвержденной в 2014 году Правительством Российской Федерации «дорожной карты», ожидаем, что первые результаты появятся в ближайшее время. Нам известны основные проблемы, с которыми столкнулся механизм при своем развитии, а также определены шаги, которые необходимо сделать для их преодоления.

Например, мы считает, что частично вина за слабое развитие отдельных зон вне зависимости от их типа лежит на существующем порядке создания новых зон, носящего в настоящее время фактически уведомительный характер. Если при создании первых ОЭЗ проводился конкурс, субъекты Российской Федерации доказывали состоятельность их проектов, целесообразность их осуществления именно на выбранной территории и соревновались между собой в рамках этих конкурсов, то в последнее время субъектам достаточно было подготовить необходимый пакет документов и обосновать необходимость дальнейшего социально-экономического развития субъекта. Конечно, в таких условиях не все создаваемые ОЭЗ изначально были жизнеспособны.

Поэтому мы будем больше вовлекать субъекты в развитие зон, инициатором создания которых они выступили. Это вполне логично, требовать выполнения обязательств, которые они принимали на себя при создании зон. Для этого им будут переданы полномочия по управлению зонами, увеличена финансовая ответственность за их эффективность.

Основные шаги дальнейшего развития механизма зон уже положены в основу стратегического документа, который мы начали формировать в рамках исполнения последнего поручения президента.

- Из федерального бюджета планируются дополнительные вливания в 2016-2017 годах?

- На 2016 год у нас в федеральном бюджете деньги зарезервированы, окончательная их судьба пока непонятна. В основном из-за того, что становится очевидно: проекты, на которые они планировались, не смогут эти деньги освоить. Поэтому просто так мы сейчас уже никому не будем переводить в уставные капиталы деньги для того, чтобы они замораживались на многие годы на банковских счетах.

На 2017 год финансирование не предусмотрено, но это именно исходя из того, что у нас довольно большой баланс остался на счетах, который нам сейчас за это время надо весь эффективно освоить.

- Вы сказали, есть положительный опыт, есть - негативный. Не совсем удалась реализация туристических особых экономических зон. С чем это связываете?

- С несколькими причинами, все они довольно системные. Первая - это системная ошибка в выборе стратегии развития таких площадок. У нас особо экономическая зона - это площадка, на которой государство обеспечивает строительство необходимой инфраструктуры для дальнейшего захода резидентов. Туристические зоны должны работать совершенно по другому принципу, это другой бизнес. К сожалению, это недооценили в самом начале, видимо, из-за отсутствия опыта развития крупных туристических проектов.

Второе, по части площадок выбрано неправильное месторасположение. Туристический бизнес - это, в первую очередь, турпоток, который генерирует прибыль. Если у вас площадка находится в 300 км от любого ближайшего аэропорта, вокзала или крупного населенного пункта, то едва ли вы найдете турпоток, который сможет вам обеспечить хоть какую-то прибыль. А если не будет турпотока - не будет и инвестора, который зайдет в любой туристический проект только при наличии подтвержденного для него потока туристов.

Успешно развиваются те площадки, где удалось удачно выбрать место и правильно войти в проектную инфраструктуру.

- Какие именно?

- Это курорты Северного Кавказа. Эльбрус, который, в принципе, один из лучших в мире с точки зрения своей географии. Плюс это исторически туристическое место, куда привыкли ездить тысячи отдыхающих, которые увлекаются горными лыжами. По сути, там надо просто улучшить инфраструктуру подъемников, гостиничную инфраструктуру, разобраться с объектами самовольного строительства, ввести единый архитектурный стандарт или стиль, как говорится навести марафет, и этот курорт заиграет во всей красе.

Вторая ОЭЗ, которая, на мой взгляд, из курортов Северного Кавказа является наиболее интересной - Архыз. Европейского уровня курорт. Очень удачно выбрано расположение, сегодня он уже получил свои очертания. Можно сказать, что первая очередь активно работает, проект уже генерит операционную прибыль. И поэтому у него есть все предпосылки быть в авангарде этого направления.

Третий удачный проект - это, наверное, Завидово, хотя оно только создано. Понятно, что там есть якорный резидент Radisson, плюс место исторически является излюбленным направлением отдыха туристов из Москвы и Московской области, огромное количество отдыхающих туда едут.

А вот Бурятия скорее не сработала. Именно по тем причинам, которые я назвал - выбраны площадки на пустыре. Хоть и красивейшие места на берегах Байкала, но туда нет инфраструктурной доступности - непонятно, откуда турпоток можно сформировать.

- Эта зона будет закрыта?

- У нас по закону зоны могут быть закрыты в двух случаях: если в течение трех лет там не появилось ни одного резидента, или в течение трех лет резиденты не ведут работу.

- У нас такие есть?

- Есть. Многие туристско-рекреационные и портовые зоны подпадают под эту норму. К сожалению, они не нашли свою нишу. Я не знаю, какие будут закрыты, это решение Правительства Российской Федерации, но, по крайней мере, мы как министерство точно будем выходить с предложением о закрытии ряда особых зон.
Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle

Читают сейчас

Другое в "Экономика"

Стоимость сметаны «подросла» сразу на 6 рублей
Федеральная сетевая компания перед началом зимы повысила надежность электроснабжения Байкало-Амурской магистрали
Депутаты Народного Хурала встретились с министром спорта Бурятии Баиром Ангуровым
Глава Ростуризма поддержал амбиции Бурятии о 2 миллионах туристов
Руководитель Ростуризма России Олег Сафонов, прибывший в Бурятию, уверен, что привлечь 2 миллиона туристов республике вполне по силам
Такова заработная плата работников федеральных органов исполнительной власти
Отдел проверок выявил нарушения по двум видам обязательного социального страхования на сумму более 8,5 млн. рублей
В Бурятии пошёл на банкротство ещё один крупный застройщик
Масштабный «Новый город», в который обещали превратить Мясокомбинат, так и остался в планах
26 сессия депутатов горсовета состоится завтра, 8 декабря
По России питание в среднем занимает 32% от расходов
В Улан-Удэ банкротят крупного застройщика жилого комплекса
По данным «Байкал-Daily», организация аффилирована с другими застройщиками с долгостроями
Из них только 600 миллионов рублей - целевые
В Минсельхозпроде Бурятии прошло совещание с пивоварами республики
Богатые жители Бурятии не спешат платить налоги
Больше половины налогов на коммерческую недвижимость просрочены
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
24.11.2016
Валерий Кожевников
Валерий Кожевников
Министр здравоохранения Республики Бурятия
17.11.2016
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
15.11.2016
Сергей Жамцаев
Сергей Жамцаев
Директор центра социальной адаптации «Шанс»
07.10.2016
^