Федеральный закон №50-ФЗ, регламентирующий размещение рекламы на объектах культурного наследия, был принят в Госдуме восьмого марта этого года. Согласно ему распространение наружной рекламы не допускается на объектах, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
Такая мера была принята в связи с тем, что конструкции наружной рекламы изменяют облик памятников архитектуры. Кроме того, они влияют на сохранность и устойчивость самих зданий.
В Бурятии, между тем, чистка уже началась. По словам начальника отдела сохранения культурного наследия минкультуры Бурятии Елены Михалевой, бизнесмены начали снимать конструкции с памятников архитектуры.
- Где могли, мы уже сняли рекламу. Собственники довольно-таки с пониманием относятся к этому. Мы и сейчас в этом направлении работаем, убираем везде. Можно только вывески, согласованные с органами охраны памятников, - рассказала «Байкал-Daily» Елена Михалева.
В Улан-Удэ под действия закона попадают все объекты культурного наследия, состоящие на охране. А это более 200 архитектурных строений.
- У нас очень много памятников в центре города. Например, театр оперы и балета, здание Филармонии, сиротский приют, старая почта, музей природы, театр Ульгэр, Гостиные ряды, Одигитриевский и Троицкий соборы, музей истории. Практически вся улица Ленина – всё памятники, - сказала Елена Михалева.
По мнению экспертов «РГ», можно ожидать того, что компании - операторы рекламных конструкций будут всячески противиться принятию новых правил. Не исключено, что кто-то будет их напрямую саботировать. Сложнее всего придется в крупных городах, где цены на аренду самые высокие. Эксперты предлагают для борьбы с нерадивыми рекламодателями создать инспекцию, состоящую из добровольцев, которые будут сообщать о нарушениях установленных правил.
В Бурятии же уверены: проблем с бизнесменами в этом направлении практически не будет.
- Что значит «не хотят»? Придет плановая проверка и выдаст предписание убрать рекламу. Они обязаны будут убрать, - поясняет Елена Михалева.
Активно сопротивляющихся бизнесменов будут наказывать. Об этом «Байкал-Daily» рассказал министр культуры Тимур Цыбиков:
- Будут предписания. Если сейчас поправки внесены в закон, значит, соответственно, появляется мера ответственности за нарушение закона, появятся административные штрафы.
По словам министра, уже существует план проверок соблюдения законодательства. В последствии, так же будут организованы и внеплановые проверки рекламодателей.
- Конечно, мы всегда отрицательно относились к размещению рекламных конструкций на объектах культурного наследиях. И в принципе сейчас рады тому, что такая поддержка у нас есть со стороны теперь и нового закона. Безусловно, будем работать со всеми собственниками и пользователями. Закон позволяет разрешенные конструкции до срока их окончания размещать, поэтому, по крайней мере, в рамках плановых проверок, конечно, в первую очередь будем обращать еще и на этот факт, – рассказал Тимур Цыбиков.
По закону, новые требования не будут применяться к рекламе культурно-просветительных и развлекательных мероприятий, которые проводятся на территории архитектурного строения. К примеру, театральные афиши или объявления об экскурсиях останутся на месте. Однако спонсорам любых мероприятий на афишах будет выделено всего 10% площади.
- То есть, здание филармонии – это памятник. Если на наружной рекламе будет анонс о каких-то мероприятиях проводимых, то это можно. А в остальном реклама запрещена, - сообщила начальник отдела сохранения культурного наследия.
В данный момент минкультом республики ведется работа по приведению улиц исторического центра города в надлежащий вид.
-Я считаю, что мы очень хорошо улицу Ленина расчистили. Основной массив магазинов мы все привели в более-менее надлежащий вид, в том смысле, что согласовали все вывески. И мы, конечно, делаем некие поблажки на фирменный стиль, допустим корпоративный. Но, в то же время считаем, что мы не можем быть заложниками корпоративного стиля, в данном случае – интересы общества и государства превыше, чем интересы отдельных корпораций, - сообщил министр культуры Тимур Цыбиков.
Ранее сообщалось, что, по мнению иностранцев, одной из причин туристической непривлекательности Улан-Удэ является обилие наружной рекламы.
Как сообщал «Номер один», турист, прогуливающийся по центральным улицам города, легко может узнать, где дешевле купить кроссовки или шубу, какие действуют скидки, и за какое время можно оформить кредит. Но увидеть город ему будет сложно. Рекламными баннерами завешаны не только стены домов, но и окна зданий в историческом центре города.
А все начиналось так хорошо, администрация города сделала многое для превращения небольшого отрезка улицы Ленина – улан-удэнского Арбата в привлекательное место для прогулок. Здесь много лавочек, хорошо уложенная плиточка, красивые вечерние фонари под старину. Соответствующая атмосфера появилась уже после, сама собой, благодаря уличным музыкантам, художникам и прочим фокусникам. Но все впечатление портят яркие, словно пытающиеся перекричать друг друга и отвлекающие внимание, рекламные щиты и вывески, развешанные даже на фасадах зданий, входящих в список культурного наследия республики и города Улан-Удэ.
Мария Токмакова, Надежда Барасова, «Байкал-Daily»