03 Декабря

02 Декабря

Популярное

«Психология школьника. Проблемы, причины, выход»

01.11.2015
«Психология школьника. Проблемы, причины, выход»

1 декабря на сайте «Байкал Daily» стартовала онлайн-конференция с Аюной Дармаевой – психологом Республиканского центра медицинской профилактики им. В. Р. Бояновой.

Все родители, безусловно, желают счастья своим детям. Как помочь ребёнку осуществить свои мечты и найти своё место в жизни? Иногда взрослые обнаруживают, что их система воспитания даёт сбой: ребёнок растёт, не оправдывая их ожиданий, – учение не вызывает у него интереса, его тянет к пустому времяпрепровождению, трудно складываются отношения с товарищами.

Родители начинают выяснять, почему это происходит. И часто, не умея выявить настоящие причины, видят корни беспокоящих их проблем и недостатков в дурной наследственности, в плохом учителе, в нехороших товарищах и т. д. А в действительности всё оказывается, как правило, намного сложнее.

Выяснить, что представляет из себя ребёнок, почему он такой, и что с ним делать, чтобы он стал лучше, – непросто, но возможно. Определённую и несомненную помощь в этом может оказать опора родителей и учителей на психологию, раскрывающую закономерности и механизмы формирования познавательной сферы ребёнка, его эмоций, воли, отношения к разным сторонам жизни.

Приглашаем к диалогу. В том числе СМИ, заинтересованные в разговоре на актуальные социальные темы.



Вопрос:
При разводе сын остался с отцом, учится в 8 классе, перестал уделять внимание учебе, общение с ровесниками осталось прежним,очень много времени проводит за играми в онлайне. Как вернуть интерес к учебе,поскольку впереди сложные предметы и ЕГЭ?

Василий, 24.12.2015 06:20:30

Ответ:
Здравствуйте, Василий! Многие родители и педагоги делают ошибку, говоря подростку, что учёба – главная цель в жизни. На самом деле всё выглядит несколько иначе. Учёба как процесс не является целью. Это лишь действие, которое ведёт к достижению главного результата: успешной карьеры, высокой заработной платы и социального статуса. Подросток, который научился ставить цели и достигать их, и сам поймёт, что, имея солидный багаж знаний, он обладает конкурентным преимуществом на рынке труда. И вероятность того, что компания выберет именно его из тысяч других, довольна высока.

Поэтому главным мотивирующим фактором должно стать достижение конечной цели, а компьютерные игры или социальные сети сильно демотивируют школьников. В такие моменты подросток чувствует апатию, замыкается в себе, теряет интерес к учёбе. Чтобы этого не произошло, необходимо разнообразить своё времяпрепровождение. Альтернативой компьютеру могут стать, например, занятия в спортивной секции, по выбору ребёнка, где он сможет достигать успехов.

В заключение хотелось бы добавить, что потеря интереса к учёбе – дело временное, и скорее всего через некоторое время процесс обучения вновь сможет втянуть школьника. Однако поддерживать его интерес к образованию должны также родители и учителя. Если подросток ощущает незаинтересованность взрослых в этом вопросе, то и сам вскоре проникается безразличием к происходящему.



Вопрос:
Последняя новость, связанная с наркотическим опьянением, действительно пугает. Есть беспокойство за детей, особенно мальчиков-подростков. Как правильно говорить с подростком о наркотиках?

Мария, 24.12.2015 12:09:53

Ответ:
Добрый день, Мария! Чтобы поговорить о наркотиках, нужно выбрать подходящий момент для разговора. Предварительно подготовьтесь, почитайте литературу о наркомании. Нужно, чтобы подросток из разговора усвоил, что вы никогда не смиритесь с тем, что он сможет употреблять наркотики и быть наркозависимым. Не оставляйте возможности неправильно вас понять. Говорите и общайтесь о вредном влиянии наркотиков на жизнь и здоровье человека при каждом удобном случае.

Говорите с ребёнком, как с взрослым, всё поясняя. Будьте внимательным слушателем! Задайте подростку вопросы и попросите, чтобы он задавал вопросы вам. Поймите суть того, что сказал вам ребёнок. Просите его совета в делах, касающихся семьи. Если ребёнок увидит ваше желание и готовность слушать, ему будет легче довериться и обращаться с вами.

Расскажите ребёнку о сущности наркобизнеса. О том, что вначале наркотики предлагаются бесплатно (чтобы «подсадить» человека), а потом уже за огромные деньги. Ещё раз дайте понять ребёнку, что вы не хотите и не допустите, чтобы он принимал наркотики.

Также вам нужно научить ребёнка отвечать твёрдо «нет», при общении в его окружении, со своими друзьями, не сомневаясь в своём ответе, если дело, к примеру, касается вредных привычек.

Хотелось бы напомнить, что дети, имеющие постоянную эмоциональную связь с родителями, реже ошибаются. Если вы будете интересоваться проблемами своего ребёнка, то он поймёт заинтересованность и пустит вас в свою «подростковую» жизнь, и если вдруг у него возникнут проблемы, он доверится именно вам. Планируйте, чем будете заниматься с ребёнком, проводите как можно больше времени вместе. Интересуйтесь школьной жизнью, его друзьями. Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка.

Постарайтесь выявить угрозу наркотической зависимости в её корне, если таковая имеется в его окружении. Покажите ему свою любовь. Скажите об этом: «Мы тебя любим. Мы хотим, чтобы ты был здоров и счастлив».

Человек, ведущий здоровый образ жизни, имеет больше сил, здоровья и энергии, он весел и счастлив. Такие люди имеют больший кругозор, проводят более интересную жизнь. Каждый взрослый сам решает, как проводить беседы с ребёнком о вредных привычках. Главное помнить, что личный пример всегда более нагляден и более усваиваемый детьми, чем долгие и умные разговоры. То, что дети видят своими глазами в поведении родителей, всегда воспринимается на подсознательном уровне как правильное.



Вопрос:
Мой сын, ученик 8 класса, далеко не глупый, ненавидит школу, не хочет учиться, скатился на 3 и 2. Что делать, как вернуть интерес к учебе?

Татьяна, 22.12.2015 08:00:15

Ответ:
Здравствуйте, Татьяна! Причин, по которым ребёнок теряет интерес к учебе, достаточно много, разберём некоторые из них:

- Неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры родителей отрицательно сказываются на ребёнке, в том числе провоцируют агрессивность, нервозность, страхи и комплексы. Конфликты никак не способствуют желанию учиться. Взрослым необходимо наладить отношения в семье ради благополучия своего ребёнка.

- Во-вторых, бывают ситуации, когда у ребёнка возникает антипатия к учителю. И чаще всего вина в этом самого педагога – не нашёл подхода к ученику, предвзято относится, просто недооценивает его способности. В таком случае нужно обязательно поговорить с учителем, выяснить его претензии к ребёнку, вместе продумать дальнейшую тактику поведения. И необходимо помнить, что педагог и родитель – это всегда союзники.

- Отсутствие интереса к предмету во многом зависит опять-таки от личности учителя. Не нравится сам педагог, не привлекает его методика обучения – значит, будет не интересен и сам предмет. Упущения педагога придётся исправлять вам – показать, как на самом деле занимателен нелюбимый предмет.

- Отношения с одноклассниками для подростка намного важнее оценки в дневнике. Вам просто необходимо выяснить, какие именно проблемы беспокоят ребёнка, помочь ему наладить отношения со сверстниками. Возможно, организовать какой-то праздник для всего класса, понаблюдать за поведением детей, постараться подружить их между собой. Ваш авторитет среди ребят положительно скажется и на вашем ребёнке.

- Завышенные требования – некоторые родители выбирают престижные лицеи и гимназии с насыщенной учебной программой, экспериментальными методиками. Не каждый ребёнок способен справиться с таким объёмом информации в силу своих способностей, состояния здоровья. Что делать родителям? Адекватно оценить ситуацию. Возможно, придётся перевести ребёнка в другое учебное заведение, с меньшим уровнем требований. Или нанять хорошего репетитора, способного помочь подтянуть некоторые предметы.

- Излишний контроль – раньше дети чаще делали уроки самостоятельно. А теперь кто-то обязательно сидит рядом и тотально контролирует процесс. Потом удивляемся – у ребёнка отсутствуют навыки самостоятельной работы. А откуда им взяться? Помогать, конечно, нужно, но в меру. Возможно, какой-то материал даётся вашему ученику с трудом, что-то он пропустил из-за болезни. Тогда есть резон заниматься вместе. Пусть постепенно учится сам справляться с домашними заданиями. Объясните ему последствия невыполнения – ты придёшь в школу неподготовленным, все смогут отвечать и получать хорошие оценки, а ты? Наверное, будет стыдно. Но так ребёнок быстрее поймёт важность серьёзного отношения к урокам. И не спешите сразу после школы усаживать сына за уроки. Дайте отдохнуть, отвлечься, сменить род занятий.

- Бесконтрольность – тоже крайность, в противовес излишнему контролю. Если с самого начала обучения у родителей не было возможности заниматься с ребёнком (работа допоздна, по сменам), ему явно не привиты навыки самоконтроля. Такой ребёнок не хочет учиться – это вина родителей, придётся срочно исправлять ситуацию. Нужно найти способ контролировать ребёнка – сменить работу, нанять репетитора.

- Недостаток мотивации – главным стимулом успешной учёбы с самого начала является похвала и внимание к достижениям ребёнка. Пусть не всегда всё получается идеально, но вы должны обязательно отметить старания вашего ученика, кто-то, может быть, и лучше справился с заданием, но не нужно сравнивать. Иначе ребёнку будет обидно. Другая ситуация – ребёнок явно одарён, у него отличные способности, и ему просто скучно в обычной школе. Тогда есть смысл подумать об учебном заведении с каким-то уклоном, с более насыщенной программой.

Изначально учиться хочет каждый малыш. Важно не отбить охоту к познанию, а развивать и поощрять тягу ребёнка к новому. Роль школы в этом, безусловно, огромна, но всё начинается с семьи.



Вопрос:
Приветствую! Скажите, пожалуйста, какие меры воздействия лучше всего применять к ребенку в случае плохого поведения? И может ли помочь старый и зарекомендовавший себя метод воздействия ремнем?

Ашот Вазгенович , 16.12.2015 02:48:08

Ответ:
Здравствуйте, Ашот Вазгенович! Спасибо Вам за такой актуальный и животрепещущий вопрос! Физически детей наказывать нельзя, так как такое наказание не устраняет проблемы, которая стала первопричиной непослушания и не совсем хорошего поведения. Физические наказания озлобляют, оскорбляют, унижают и запугивают ребёнка, и они, как правило, не помогают разрешить конфликт, а создают лишь определённую иллюзию его разрешения.

Совершив какой-то проступок, ребёнок, конечно же, понимает, что виноват, но наказание сразу снимает это неприятное чувство и не побуждает анализировать своё плохое поведение.

Самое важное для ребёнка – знать, за что и почему его наказали. Не проговаривая причин своего запрета, сопровождая жизнь ребёнка постоянными окриками «нельзя», применяя физические наказания без обсуждения ситуации, родители воспитывают в ребёнке несамостоятельность, страхи, раздутое чувство вины; подталкивают к протестному поведению, лишают его спонтанности, мешают его саморазвитию. К тому же для большинства детей наказание, идущее от родителей, переносится морально тяжело, они склонны интерпретировать их недовольство как недовольство собой в целом. Ребёнку необходимо знать, что он виноват в конкретном проступке, и наказан за это, но это никаким образом не сказывается на родительской любви к нему.

Ребёнок в силу разных причин не в состоянии понять законы человеческого поведения, не может предугадывать возможные негативные последствия своих действий, имеет расплывчатые представления о «плохом» и «хорошем» поведении и зачастую действует инстинктивно. Любое наказание стоит предварять объяснением, кратким и ясным, или, если есть возможность и время – подробным (разбор случившегося по кусочкам – кто что сказал и как поступил, кто что почувствовал, что было неправильным, а самое главное, почему; как можно поправить ситуацию или как верно из неё выйти в дальнейшем). Очень полезно приучить ребёнка с раннего возраста обсуждать проступки таким образом, это само по себе очень полезно и снижает потребность в самом наказании (и заменяет собой такое страшное и непонятное для многих «а теперь сядь и подумай над своим поведением»).

Нельзя наказывать ребёнка:

- за познавательную активность: пробование предметов на вкус, разбор предметов на запчасти, изучение устроения собственного тела;

- за возрастные и физиологические особенности: неусидчивость, невнимательность, быстрое забывание выученного, трудности засыпания, кормления или приучения к горшку;

- за инстинктивное поведение, особенно когда ребёнок не знает, как правильно поступать; отнимает чужую игрушку; боится идти к врачу;

- за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестрёнке, гнев из-за отсутствия требуемого, зависть к чужим игрушкам;

- за неосторожность.

Физическое наказание детей является не просто проблемой семьи, оно является проблемой социального характера и общественности, которую должны контролировать органы по защите прав и свобод ребёнка. Не случайно в законодательстве практически любой страны можно отыскать пункт, который говорит о том, что физическое насилие над детьми должно караться законом, вплоть до лишения родительских прав, поэтому, как бы вас ни «достал» ваш ребёнок – бить вы его не имеете никакого ни морального, ни юридического права!



Вопрос:
Здравствуйте! Мой ребенок учится в 4 классе.Очень стеснительная,ни с кем не общается на переменах,даже не выходит на перемену.После школы одноклассники собираются во дворе играют.А мой ребенок спешит домой и сидит полдня дома. Учится она хорошо.Подскажите пожалуйста, как научить ребенка общаться со свертниками,с одноклассниками?

Лена, 15.12.2015 01:35:48

Ответ:
Добрый день, Лена! Возможно, застенчивость, скромность – это природные черты характера Вашего ребёнка, его уникальный склад личности. Беспокоит ли эта проблема дочь, или только Вас? Есть ли у неё хотя бы один близкий друг? Если есть друг (подруга), и ребёнка не беспокоит его малообщительность и стеснительность, то проблема только в Вашем восприятии данной ситуации.

А если всё-таки ребёнок не умеет общаться, не знает, как вступить в контакт с другими ребятами, то необходимо учить его общаться.

Для начала родителям нужно проанализировать свои отношения с окружающими людьми. Возможно, родители в своём общении тоже робкие, стеснительные, предпочитают отмолчаться или отступить в конфликтной ситуации, сосредоточенные на своём внутреннем мире. Если это так, то поведение ребёнка закономерно. Он реализует в обществе единственную знакомую ему модель поведения, которую он перенял от папы или мамы. Также появление стеснительности может быть вызвано негативным общением в семье (частая критика, слишком много контроля). Застенчивость развивается, если взрослые постоянно указывают ребёнку, что он якобы стесняется. Или же в семье существует запрет на проявление определённых эмоций. От атмосферы в доме зависит очень многое.

Застенчивость может быть результатом какой-либо стрессовой ситуации. К примеру, переезд, переход в другую школу, развод родителей и т. д. Причины стеснительности могут быть связаны со страхом перед определёнными ситуациями или же их последствиями (неудачное выступление перед классом/школой).

Возможно, Ваша дочь недостаточно уверена в себе. Такие дети могут бояться быть отверженными, не принятыми в компании, поэтому и сторонятся социальных контактов. Здесь рекомендация одна: повышать уверенность ребёнка в себе, наращивать объём личных достижений. Больше хвалить и замечать его успехи.

Если Ваша дочь не хочет общаться со сверстниками или у неё что-то не получается в коммуникативном плане, можно ей помочь:

- организуйте встречи одноклассников с Вашим ребёнком. Вы можете пригласить их к себе домой или вместе сходить куда-нибудь. Ваш ребёнок будет счастлив вдвойне, если Вы придумаете повод обратить на него внимание остальных: его день рождения, спортивные достижения, окончание учебного года.

- уважайте чувства ребёнка. Некоторые дети чувствуют себя неуютно в большой компании и предпочитают общение один на один. Не пытайтесь заставить дочь общаться в больших компаниях, если это доставляет ей психологический дискомфорт. Принуждение может развить в ней страх перед людьми.

- воспитывайте в ребёнке умение сопереживать. Дети, понимающие чувства других людей и ставящие себя на их место, реже говорят обидные слова, умеют проявить сочувствие.

- правильно поддерживайте и оказывайте помощь своей дочке. Взрослые часто испытывают желание просто указать, как поступить, или решить проблему за него. Помогайте ребёнку найти ответы самостоятельно, вместо того чтобы дать готовые.

- воспитывайте и поддерживайте в дочке высокую самооценку, самоуважение и стремление добиться поставленных целей. Только так она сможет стать сильнее, и тогда к ней потянутся другие люди. Тогда у неё обязательно появятся настоящие друзья.



Вопрос:
Добрый день! Скажите пожалуйста, что делать если у ребёнка бессоница? Зато полусонный на уроках. Травки успокоительные давали - не помогает. На таблетки переходить не хочется, мальчику всего 10.

Галина, 15.12.2015 10:10:10

Ответ:

Добрый день, Галина! Как давно у Вашего мальчика бессонница? Связано ли это с какими-то эмоциональными переживаниями в семье, в школе, с учителями или одноклассниками? Соблюдает ли режим дня? Мальчику 10 лет рекомендуется ложиться спать не позднее 21 часа, чтобы ночной сон составлял не менее 9 часов.

Следующее: чем ребёнок занимается в вечерние часы, (постарайтесь исключить просмотр боевиков, компьютерные игры), что обычно ест на ужин. И последнее: если ребёнок соблюдает режим труда и отдыха, не увлекается агрессивными компьютерными играми, рационально питается, то, скорее всего, необходима консультация детского невролога.




Вопрос:
Здравствуйте! Дочь ходит в первый класс. Очень общительная девочка, однако ведет себя странно - постоянно играет, носится по коридору с мальчиками, а когда одноклассницы хотят с ней поиграть, она от них убегает. При этом обижается, что её девочки дразнят и не хотят с ней играть. Она слишком активная, не усидчивая, может поэтому ей скучно? Не знаю что делать, учителя на нее жалуются, что она такая активная.

Мария, 15.12.2015 10:07:41

Ответ:

Здравствуйте, Мария! Исходя из того, что Вы мне написали, Ваша дочь производит впечатление гиперактивного ребёнка. Однако это моё предположение. В данный момент Вам необходимо обратиться к детскому неврологу, для того чтобы он дал заключение по поводу наличия или отсутствия у ребёнка физиологических предпосылок для такого поведения.

Также Вам необходимо обратиться за очной консультацией к детскому психологу для коррекции поведения ребёнка. Так как, перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребёнку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в её причинах. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребёнка к установлению дружеских контактов.

Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребёнка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребёнка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.




Вопрос:
Добрый день! Сын учится во втором классе и очень стеснительный, не разговаривает в школе с детьми, на переменах не играет. Когда встречаемся с ребятами вне школы, они удивляются, что сын разговаривает, смеется. Такое поведение у него с детского сада

Ольга, 07.12.2015 09:55:42

Ответ:
Добрый день, Ольга! К сожалению, сложно Вам что-либо посоветовать, располагая минимумом информации, поэтому хотелось бы задать уточняющие вопросы: что именно Вас беспокоит в поведении Вашего сына? Поясните, пожалуйста, с какими именно детьми он играет и общается после школы – это его одноклассники или другие дети? Почему не хочет играть с детьми в школе, как он объясняет причину?



Вопрос:
Здравствуйте, меня беспокоит сын. Учится во 2 классе, учителя и воспитатели хвалят, говорят очень спокоен, не тороплив, не хулиган. Недавно только поняла, что домашнее задание без меня не делает, все темы по всем предметам объясняю снова, тогда вопрос - как делает в школе?!Расспрашиваю, молчит. Спрашиваю у учителя, говорит - не замечала отставания. Сверстники обижают, молчит, максимум скажет, что так нельзя себя вести, тихонько поплачет, никому не скажет, пока сама не заметишь ссадин, синяка. Много молчит, тоже настораживает. Как исправить ситуацию? Как раскрыть ребёнка? Как объяснить, что не надо молчать, что другой за тебя не ответит, не поднимет руку? Спасибо за внимание.

Рая, 06.12.2015 09:06:43

Ответ:
Здравствуйте, Рая! Вы задали непростой вопрос, так как причин такого поведения может быть много. Размышляя над этим, я думаю, важно разделить два момента: отношение к ситуации самого ребёнка и отношение родителей. СпросИте, а так ли драматично обстоит дело в глазах вашего сына? Действительно ли его обижают, унижают, подавляют? В любом случае, нужно поднимать самооценку ребёнка. Было бы хорошо, если б папа (дедушка, дядя, старший брат) занялся с мальчиком физическими упражнениями, помог найти хобби. Запишите мальчика в спортивную секцию, учитывая его пожелания. Необходимо обсудить ситуацию общения с одноклассниками с классным руководителем в корректной форме.

По поводу домашних заданий. Возможно, у ребёнка не достаточно сформирована мотивация к учёбе или нет чёткого режима дня. Попробуйте заинтересовать его процессом обучения и оказывать сыну эмоциональную поддержку. Договоритесь о самостоятельном выполнении домашних заданий и помогите сформировать последовательность их выполнения: от лёгкого (того, что получается, или того предмета, который интересен ребёнку) – к более трудному, и заканчивать опять тем, что полегче, или повторением уже пройденного. И, конечно, возьмите в «союзники» учителя: попросите почаще спрашивать на уроках, вызывать к доске, хвалить, отмечать успехи на занятиях, привлекать ребёнка для участия во внеклассной работе.



Вопрос:
Аюна! Можно ли попасть к Вам на консультацию?

Елена, 04.12.2015 09:46:11

Ответ:
Добрый день, Елена! Режим моей работы, к сожалению, не предусматривает очные консультации. Но Вы можете получить консультацию психолога, по предварительной записи, в Республиканском центре здоровья по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Советская, 32б, тел. 21-08-21.



Вопрос:
Добрый день! Мой ребёнок в этом году пошёл в первый класс, всё, вроде бы, ничего, оценки хорошие, но особой радости от школы у сына я не замечаю. Разговаривала с учительницей, она сказала, что Саша чувствует себя как-то неуверенно, не поднимает руку, даже если знает ответ. Подскажите, как мне помочь сыну побороть эту неуверенность в себе? С уважением, Надежда.

sve, 02.12.2015 03:02:31

Ответ:
Здравствуйте, Надежда! Сначала попробуйте объяснить сыну, что никто другой не сможет это сделать за него. Уверенность в себе – это способность проявлять себя, не боясь чужих суждений. Ваша помощь может выражаться в содействии тому, чтобы он доверял себе и проявлял себя, не боясь услышать осуждение в свой адрес. Вы можете сами открыться ему, объяснить, что сейчас переживаете, что вы переживали, когда были ребёнком. Но делайте это без ожиданий и давления на него. Благодаря вашему примеру он больше раскроется. Однако очень важно внимательно выслушать ребёнка и, когда он вам доверится, не читать ему морали. Он не должен чувствовать никакого осуждения с вашей стороны.



Вопрос:
Моей дочери 14 лет. Она начала слишком часто общаться с парнями старше себя. Сказала, что не хочет больше учиться. Меня не слушает. Что мне делать в такой ситуации?

sve, 02.12.2015 03:01:43

Ответ:
Здравствуйте. Вам сейчас очень непросто, так как вы не хотите потерять контроль над дочерью. Ситуация довольно сложная. Если вы будете всё время конфликтовать с дочерью по данному вопросу, то лишитесь контроля над ситуацией в целом. Протест вашей дочери по поводу учёбы объясним. Она видит ваше негативное отношение к её новой компании и делает всё наоборот. Это принцип всех подростков. То, что дочь общается с молодыми людьми старше себя, совершенно нормально. Так она чувствует себя взрослее. Если дома она маленький ребёнок, то в этой компании она взрослая девушка.

Что необходимо сделать в этой ситуации: наладить контакт с собственной дочерью. Начните общаться с ней, как со взрослой. Сейчас ей очень нужна мама – подруга, которой она будет доверять и всё рассказывать. Когда вы поймёте, что контакт налажен (дочь станет позитивно настроена к вам), немного расспросите её про мальчиков. Узнайте, чем они её привлекают, есть ли мальчики с такими же качествами среди сверстников. Таким образом, дочь поймёт, что вы ей не враг, а вам просто интересна её личная жизнь. Через некоторое время начнёт делиться с вами своими личными переживаниями. Так вы будете в курсе всего и сможете держать ситуацию под контролем.



Вопрос:
День добрый! Дочь учится в шестом классе. Я уверена, что ребенок может хорошо учиться, делать самостоятельно уроки. Но в последнее время стала замечать, что пропал интерес к учебе, стала лениться читать, стала пассивной. Можно сказать, что появилось безответственное поведение. Из-за этого происходит конфликт, слезы. Но в итоге ничего не меняется. Что делать? С чего начать?

Виктория, 02.12.2015 11:00:34

Ответ:

Добрый день, Виктория! В подростковом возрасте, действительно, интерес к учёбе снижается, так как у школьника возрастает ценность дружбы и личных связей с ближайшим окружением. Негативизм и упрямство – нормальное поведение для подростка, который пытается отстоять своё «я».

Чтобы смягчить кризисные возрастные проявления, ослабьте контроль там, где можете. Необходимо также уметь выстраивать с подростком диалог, понимать его точку зрения, даже если с позиции взрослого человека она не совсем верная.

Существенное значение для развития ребёнка в этом возрасте имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении, помогают устанавливать взаимоотношения со сверстниками, сохраняют контакт с ним, тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка.

Если в поведении школьника не наблюдается никаких асоциальных проявлений, то повода для волнений нет: запаситесь терпением. Ребёнок должен чувствовать, что, несмотря ни на что, вы его любите и принимаете таким, какой он есть. При поддержке самых родных и близких людей взрослеть проще.




Вопрос:
Недавно на школьном собрании услышала, как многодетная мама доплачивает за младшую дочь деньги, чтобы ребёнок мог питаться "за общим столом". С ней быыла ещё одна дочь, старше. На вопрос нашей классной она спросила, "а что, правда питание у бесплатников хуже?" Девушка с дружелюбной улыбкой подтвердила, что да, нам дают вчерашнее, не подогретое, и порции меньше. Скажите пожалуйста, как это может отразиться на психике детей? Мало того что для них "стол бесплатников", так ещё и "еда вчерашняя и холодная". Заранее спасибо.

Елена, 01.12.2015 01:46:47

Ответ:
Здравствуйте, Елена! Такая ситуация может влиять на уровень самооценки и общий психоэмоциональный фон ребёнка. Но многодетная семья – это особый мир, со своими радостями и проблемами. В чём-то родителям и детям в таких семьях сложнее, а в чём-то и проще. Гораздо большее влияние на формирование личности ребёнка имеют общение с бабушками и дедушками, ценности семьи, семейные праздники, личная удовлетворённость и профессиональная самореализация родителей.



Вопрос:
Здравствуйте, меня зовут Сэсэг. Помогите, пожалуйста, справиться с нашей проблемой. Сыну 8 лет, учится во 2-м классе. Он очень непослушный мальчик. Домашнее задание для нас с мужем – это страшный сон. Он просто отказывается его делать. Мы уже и объясняли, что образование очень важно, что уроки – это его обязанность, – ничего не помогает. Вы не представляете, какие у нас бывают ссоры... Заранее спасибо.

Сэсэг, 01.12.2015 01:04:11

Ответ:
Здравствуйте, Сэсэг! Родители младших школьников часто жалуются, что дети не хотят учиться, не умеют самостоятельно делать уроки и всё время требуют родительской помощи.

Необходимо понять, какие сложились отношения у ребёнка в школе – с учителями, с другими детьми. Очень часто случается так, что первые неудачи школьника, высмеянные одноклассниками и равнодушными педагогами (к сожалению, и такое не редкость) вызывают у ребёнка страх перед последующими неудачами.

Вполне возможно, что нежелание делать уроки обуславливается вполне объективными трудностями, например, отсутствием логического мышления. Естественно, ребёнок не хочет делать то, что ему сложно и непонятно, потому он и начинает отлынивать от выполнения домашних заданий.

Чтобы помочь школьнику, проследите за рассуждениями ребёнка о ходе решения задачи или примера, и вы поймёте, что ему непонятно. Не злитесь, не ругайте ребёнка, если он не сразу всё понимает. И, конечно, ни в коем случае не обзывайте его. Он умеет мыслить и соображать, только делает это несколько иначе.

Случается, что, не желая выполнять домашние задания, дети таким образом пытаются привлечь к себе внимание взрослых. Это очень серьёзно, потому что ребёнок, возможно, не чувствует любви и заботы взрослых, ему не хватает родительского тепла. Ребёнок страдает от одиночества и, не в силах объясниться с взрослыми, действует инстинктивно, понимая, что плохая учёба автоматически вызовет беспокойство взрослых, и, соответственно, внимание к нему самому.

Не жалейте ласки для сына. Усаживая ребёнка за уроки, посидите немного рядом с ним, погладьте, поцелуйте, скажите ему что-нибудь ободряющее, ласковое. Такое ваше отношение может подействовать гораздо сильнее, чем упрёки, ругань, наказание.

Но если вы, серьёзно проанализировав ситуацию со школьными делами вашего ребёнка, убедились, что он просто ленится и безответственно относится к учёбе вообще, то, значит, вы упустили в своё время момент для воспитания у него чувства ответственности за свои дела и поступки и сейчас ещё не поздно исправить допущенные ошибки. Для начала нужно постараться объяснить своему ребёнку, что учёба – это важно и необходимо для него самого, что он учится для себя, своего будущего, своей жизни, а не для того, чтобы папа с мамой не переживали. Не стоит и беспрерывно напоминать ребёнку о необходимости делать уроки и загонять его за письменный стол.

Младшие школьники требуют много терпения и времени, которого зачастую у родителей не хватает. Но тут ничего не поделать – оставлять ребёнка один на один с его проблемами нельзя – это чревато тяжёлыми последствиями.

Будьте бережны и заботливы, внимательны и терпеливы – и всё у вас получится!



Вопрос:
Добрый день, меня зовут Татьяна. Мой ребёнок не ходит в детский сад, как его готовить к школе?

Татьяна К., 01.12.2015 01:03:25

Ответ:
Здравствуйте, Татьяна! Будут полезны любые развивающие занятия. К поступлению в 1-й класс важно, чтобы рука стала сильной, точно выполняла мелкие движения, не дрожала, не уставала, когда ребёнок раскрашивает или вырезает ножницами.

Отлично развивают мелкие мышцы пальцев и кисти конструкторы, мозаика, лепка из пластилина, глины. Важно тренировать руку ребёнка копированием – срисовыванием небольших рисунков с мелкими деталями, букв, слов.

Развивая память ребёнка, можно читать ему рассказ и просить пересказать, а также учить наизусть стихи. Самое главное – это больше времени посвящать ребёнку – заниматься с ним, просто говорить на разные темы, задавать вопросы.




Вопрос:
Доброго времени суток! Мой сын Даниил 11 лет потерял интерес к учебе, перестал интересоваться чем либо,при разговорах ничего не объясняет, не грубит просто молча слушает и все. Скажите как ему помочь ?

Светлана, 01.12.2015 09:23:17

Ответ:
Добрый день, Светлана! Часто подросток предпочитает не посвящать родителей в свой внутренний мир и насущные проблемы. По мнению психологов, такое поведение – признак взросления и становления личности. Поэтому паниковать не стоит. Но разобраться в этом вопросе необходимо. Выяснить, почему подросток не рассказывает родителям о своей жизни.

Проблема подростка в общении с родителями может быть вызвана тем, что ребёнок не чувствует заинтересованности родителей в важных для него вопросах. А подростков точно не интересуют учёба и оценки в школе, их интересуют совсем другие аспекты жизни человека, такие как дружба, общение со сверстниками и противоположным полом. Также бывает, что причины проблем в общении с подростком – в модели поведения семьи, которую ребёнок невольно копирует или отвергает. Подросток не разговаривает со своими родителями, если в семье не принято обсуждать проблемы. Или наоборот, родители так много говорят и поучают, что ребёнок не может и слова вставить. Необходимо помнить, что очень важно чувствовать себя самостоятельным и особенным, поэтому подростку нужна дистанция в отношениях с родителями.

Зачастую подростки заботу и слова родителей воспринимают как попытку обрести власть над их жизнью, продлить их детство. Поэтому они начинают прятаться физически, не говоря, куда они идут, и душевно, скрывая свои мысли и чувства. Это даёт подросткам возможность почувствовать себя независимыми хотя бы в какой-то мере. В таком случае не нужно пытаться залезть подростку в душу, нужно попытаться проникнуться его проблемами и толерантно помочь поддержкой. А самое главное: родителям, нужно научиться строить качественные отношения с детьми и научиться их слушать. И важно это начинать делать буквально с пелёнок, ещё до того, как возникнут проблемы подросткового возраста.



Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
24.11.2016
Валерий Кожевников
Валерий Кожевников
Министр здравоохранения Республики Бурятия
17.11.2016
Александра Мяханова
Александра Мяханова
Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета БГУ
15.11.2016
Сергей Жамцаев
Сергей Жамцаев
Директор центра социальной адаптации «Шанс»
07.10.2016
Загрузка...
^