16 Октября

Популярное

Александра Мяханова

Блог о законе и людях

Профиль блогера



Как маршрутчики повлияли на становление гражданского общества в Бурятии

04.05.2016

Почти месяц отсутствовала в Улан-Удэ. Началась моя командировка с конференции по социально-ориентированным НКО в посольстве Франции. Затем были конференция в одном из самых крутых юридических вузов страны – МГЮА, где получила корочку Союза криминалистов и криминологов; встречи в Санкт-Петербурге с учеными и практиками юристами, где решали вопросы о прочтении лекций у нас на юрфаке, изучения  опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями и жертвами, о сотрудничестве с правоохранительными и социальными службами Финляндии, о достижениях которых пишу последние несколько лет; участие от Тивикома в кинофестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики с передачей «Женская преступность», где стали дипломантами.

Незадолго до командировки съездила в Иркутск, откуда возвратилась на маршрутке. Достаточно часто их критикуют, в т.ч. и сама писала об их опасной манере вождения. Несколько лет не ездила с ними. В данном случае вариантов больше не было, время поджимало.  Поезда, к сожалению, к нам идут  только рано утром или вечером. Зато получила возможность взглянуть на них с другой стороны.

Так случилось, что маршрутка была полная, собирались отправляться. Объяснила молодому водителю, что утром уже улетаю, а дел по горло. Он посадил меня на переднее сиденье вторым пассажиром, и наша поездка началась на доброй ноте.  Многие, знающие меня поверхностно, полагают, что много говорю. Те, кто знают хорошо, точно знают, что могу молчать часами, иногда сутками. Это относится и к таким случаям, когда общаешься с профессионалом в своём деле, и от кого можно почерпнуть информацию из первых рук.

Историю появления и становления маршруток в республике знаю неплохо. Сама расследовала уголовные дела в 90-х, коллеги рассказывали и тогда, и сейчас, знакомые-родственники добавляли красок.

И эта поездка вновь укрепила меня в мысли, что в становлении гражданского общества в моём понимании у нас в республике одну из ведущих партий исполняют именно маршрутчики.

Нередко студентам рассказываю о криминале 90-х. И всегда задаю вопрос: «Почему «борявые», т.е. ОПГ борцов того времени, не смогли победить  у нас «синюю», т.е. общеуголовную, преступность?» Так вот, жертвами спортсменов того времени как раз были и маршрутчики. Рэкет выбирает тех, у кого есть деньги, и кому есть что терять. Водители тогда были разобщены, машины брали под проценты, а их могли спалить. Им угрожали, их били, машины и дома время от времени полыхали. Правоохранительные органы тогда не имели сил и средств, и опыта противостоять таким  ОПГ, были задачи победить более опасных преступников.

Это и закалило маршрутчиков, заставило их объединиться. Сначала они предпочли откупаться от ОПГ. Многим известно, откуда первоначальных капитал у некоторых наших богатых горожан. Время шло, борьба с преступностью приобрела системный характер, у МВД появился опыт в изобличении подобных преступников, что привело к повышению авторитета среди потенциальных жертв. Среди маршрутчиков также стала меняться ментальность, от принципа «лучше откупиться» появились «почему мы должны отдавать за «крышевание», «нужно обратиться в полицию». К примеру, в недавнем интервью одного из руководителей подразделений МВД по борьбе именно с ОПГ прозвучало, что маршрутчики бригадами стали обращаться к ним за защитой, и это помогло им привлечь к уголовной ответственности некоторых криминальных лидеров.
Возвращаясь к поездке из Иркутска, отметила про себя два момента.

По дороге водители маршруток переговариваются между собой по рации. Предупреждают об авариях, ухудшении погодных условиях, пробках. К примеру, в районе Байкальска  передавали дальнобойщикам, которые с ними  тоже на волне, что им лучше переждать непогоду внизу, т.к. на подъемах и поворотах скопилось множество фур, которые до утра не смогут сдвинуться. Спрашивали по рации и впередиедущих, свободна ли дорога перед ними, можно ли идти на обгон.

Как системный человек, проанализировала  ситуацию. Вообще этим должны заниматься власти, среди коих полно отвечающих за дорогу и безопасность водителей. Водители не стали пикетировать по этому поводу, а просто  соорганизовались, т.к. «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Причем, практически бесплатно, без откатов!

Затем мы остановились на ужин возле закусочной. Спросила, почему не у «…», поскольку там вкусно и чисто. Ответ понравился. Многим известно, что владельцы кафе кормят бесплатно водителей маршруток и автобусов, если те привозят к ним пассажиров. Не предмет этой заметки, правильно это или нет. И понятно, что там должно быть вкусно и безопасно, поскольку никому не нужны лишние проблемы.  Маршрутчики считают, что они помогали становлению упомянутого кафе. А хозяйка, расширившись, раскрутив свой бренд, потребовала однажды рассчитаться водителя под предлогом малочисленности пассажиров. Он заплатил, но сообщил бригаде. Затем владелица кафе также потребовала заплатить за обед и самого бригадира. И они приняли решение не заезжать к ней. И договорились, с другими знакомыми бригадами.

Не случайно начала заметку с отчета о мероприятиях в командировке. Упомяну еще о поездке в Италию, там должна была состояться встреча с ученым из Римского университета, специалистом по борьбе с коррупцией. Попросила перенести на осень, т.к. разминулась с переводчиком. Но про гражданское общество Италии и правосудие во времена Венецианской республики уже писала неоднократно.

И вывод мой, что эволюционным путем республика движется вперёд. Опыт маршрутчиков показывает, что люди могут и должны соорганизовываться для решения своих проблем. Для этого необходимо, чтобы у них были силы, коллективный разум и желание честно зарабатывать деньги.  А правоохранительные органы и чиновники должны им помогать.




Уважаемые читатели, все комментарии, не соответствующие действующему законодательству, контенту сайта (в том числе наличие каких-либо ссылок) и элементарным нормам культурного поведения удаляются автоматически.
Социальные комментарии Cackle
Пётр Покацкий
Пётр Покацкий
директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Бурятия.
28.09.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
11.09.2017
Ирина Шаргаева
Ирина Шаргаева
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
04.09.2017
Вадим Бредний
Вадим Бредний
Руководитель группы компаний "Титан"
09.08.2017
Загрузка...
^